Найти тему
Роман Хабарский

«Нищие духом» - церковная отсебятина

Кого только не называют "нищими духом", подразумевая под этим и умственно отсталых, и юродивых, и даже просто людей с хорошим "духовным" аппетитом. И все ссылаются на Евангелие. Но есть одна проблема - нет там такого выражения, как "нищие духом". Есть просто "нищие". Зачем же при переводе Церковь добавила "духом"?

Для начала посмотрим, как это выглядит у церковников:

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
(От Луки 6 глава / Русский Синодальный текст издание Московской Патриархии)

Уже просто странно выглядит, когда начали с "нищих духом", а продолжили обычными земными голодными и плачущими. Явно первое звено выпадает из контекста. Сразу же появляется желание проверить верность перевода. Что же можно увидеть в том же месте, переведённом правильно?

20 Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить: - Счастливы вы, бедные, потому что вам принадлежит Божье Царство.
21 - Счастливы вы, те, кто сейчас голоден, потому что вы насытитесь. - Счастливы вы, те, кто сейчас плачет, потому что вы будете смеяться.
(От Луки 6 глава / Совр. перевод НЗ на русский язык IBS)

О, никаких "нищих духом"! Для верности глянем ещё один современный перевод.

20 Глядя на Своих учеников, Он сказал: "Блаженны вы, нищие! Царство Божие - ваше царство.
21 блаженны вы, кто ныне голоден - 'Бог' вас насытит! Блаженны вы, кто ныне плачет - смеяться вы будете!
(От Луки 6 глава / Новый Завет. Перевод Института перевода Библии в Заокском)

Да они сговорились! :)

Возникает вопрос - в чём был смысл этого (назовём всё своими именами) жульничества? И ведь целые богословские теории развели батюшки на ровном месте вокруг вымышленных "нищих духом".

А всё дело, как нередко бывает, в деньгах. Иисус здесь прямо говорит, что нищие попадут в рай, а в другом месте добавляет, что богатые вряд ли - разве что "через игольное ушко". С такой позицией трудно в ряды паствы завлечь зажиточных людей. И вообще, какой-то марксизм получается, который, как известно, вторя Христу, провозгласил, что "все крупные состояния нажиты преступным путём". С чем, конечно, трудно спорить.

Однако, у батюшек как раз богатеи выглядят благочестивыми, а вот нищие - это грешники. Типичная цитата с православного сайта - "Для Библии твоя нищета – знак твоей лени и безнравственности." Т.е. у этого бессовестного священника "нищие духом", которым Царство Божие гарантировано - богатеи. А вот нищим в геене огненной гореть. А почему? Да на самом деле потому, что денежных средств батюшке нищий не принесёт столько, сколько тот, кто казну на миллиард обчистил, чем и обрёк многие тысячи на позорную бедность.

Можно ли Церковь упрекать за подобное поведение? Во-первых, оно, как видим, веками укоренено в традиции. Во-вторых, это не дело Церкви - следить за тем, что бы деньги водились только у казнокрадов, а у остального населения их не было. Вот и приходится батюшкам выкручиваться, что бы на несение Благой вести были средства. А как иначе прикажете быть? Единственное, за что стоит, конечно, дать попам щелобан, так это за обвинение нищих в "лени и безнравственности". Без этого вполне можно было обойтись - уж не требуется так-то перед богатеями "нищими духом" расстилаться-то.