На днях мои 12-классники были неуправляемыми. Болтали, хихикали. На меня внимания вообще не обращали. Какое там начать новый материал? Их утихомирить было невозможно. Как одержимые, стали подступать совсем близко к той черте, за которой уже просматривалось хамство.
Бунт на корабле
Если бы такие ситуации возникали в моей практике, скажем, еженедельно, то можно было бы списать бунт на корабле просто на мою проф. непригодность, но такого со мной уже много лет не случалось. Обычный урок, и такое. Как у Хазанова в Ералаше в роли итальянского школьного учителя.
Крайняя мера (nuclear option)
Обычно в арсенале учителя есть много уловок для наведения порядка. Как у дрессировщиков, чтобы не съели, но сегодня ничего не помогало.
Пришлось прибегнуть к крайнему решению проблемы, ядерному, чтобы спасти учеников от самих себя и вполне возможного уже хамства:
Учиться вы сегодня, похоже, не собираетесь, а хамить я вам не разрешу. Собирайте свои вещи и на выход. То, что мы должны были пройти сегодня на уроке, пройдёте сами. Лекция на школьном сайте. На следующем уроке отчитаетесь.
Тишина вдруг. Сбор. Выход по одному. До конца урока ещё минут 20.
Поставить начальство в известность
После того как все вышли, ввёл в курс дела своё начальство. Надо было как можно быстрее выстроить линию обороны. Нескольких человек поставил в известность. Объяснил ситуацию и попросил совета в такой неординарной ситуации. В частной школе, и такое.
Заведующая моей кафедрой сразу же заглянула, чтобы оказать поддержку. Она вообще начальник от Бога. Если интересно, почитайте про неё здесь. Минут 15 поговорили. Разрешение на небольшую контрольную, конечно же, получил, но самое главное - обсудил ситуацию с более опытным человеком.
Оба допустили, что ученики были под влиянием спортивно-развлекательного мероприятия, которое закончилось как раз перед моим уроком. Надо бы им было нажать на тормоза и настроиться на урок, но - настоящие дети - самоконтроль у них ещё только в стадии разработки. Миндалевидное тело в мозге, отвечающее за эмоциональные реакции, говорят, формируется вплоть до 25-летнего возраста, а моим ученикам только 17-18 лет...
Стук в дверь
Моя начальница ушла, а через пару минут стук в дверь. Входят мои ученики. Робко. В руках листочек. Передают его мне. Смотрю, а это письмо с просьбой простить их. Много подписей. Погорячились, мол, не гневайтесь, мы так больше не будем.
Я уже было растаять собрался, но поблагодарил их за благородный поступок и всё-таки сказал, что сегодняшний материал останется за ними. На следующем уроке проверю.
В беседе, после вручения мне письма, ученики подтвердили мои предположения, что их "занесло" после весёлого мероприятия прямо перед нашим уроком, а перестроиться вовремя они не смогли.
Слава Богу, что так разрешилось, а то противостояние, как затянувшийся мятеж, - всегда гиблое дело, и не только в педагогике. Теперь есть, с чего хорошего следующий урок начать.
Ещё радует то, что ученики по своей инициативе извинились, а не по указке кого-то из администрации. Всё произошло за считанные минуты.
Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал и до новых встреч!