У нас в Казахстане в разгаре реформы. Обновление содержания среднего образования. В сентябре моя внучка Виктория пошла в школу. И я пытаюсь обновляться вместе с программным содержанием.
ПРЕДМЕТЫ
Россия – хранительница традиций. Здесь у первоклассников, как и прежде:
1. Математика
2. Русский язык
3. Литературное чтение
4. Окружающий мир
5. Физкультура
6. Рисование
7. Труд
8. Музыка
Английский и/или другой иностранный язык вводится с первого года обучения в том случае, если школа специализированная.
А вот перечень предметов, которые изучают первоклассники в Казахстане:
1. Математика
2. Обучение грамоте
3. Казахский язык
4. Английский язык
5. Естествознание
6. Познание мира
7. Самопознание
8. Физкультура
9. Художественный труд
10. Музыка
На уроках «Обучения грамоте» учат и читать, и писать. В основном расписании также 2 факультатива – 1 час по математике, где внимание фокусируется на развитии логики. Второй – по обучению грамоте с фокусом на развитие речи.
ОЦЕНКИ
Российским первоклассникам повезло - оценки не ставят весь год. В Казахстане со второго полугодия начинается суммативное оценивание по математике, обучению грамоте, казахскому и английскому языкам, естествознания и познанию мира.
По физкультуре, художественному труду и музыке оценки не предусматриваются. Выставляется «зачёт». По самопознанию оценки также не ставятся.
В школах пятидневка . Суббота и воскресенье – выходные дни. Поэтому у детей каждый день по 5 уроков. Продолжительность каждого урока – 40 минут. Виктория учится с 8.00 до 12.00.
Параллельно с содержанием реформируется система оценивания. Текущие оценки теперь не имеют никакой официальной силы. Это называется формативным оцениванием и никак не учитывается при выставлении оценок за четверть и год.
Итоговые оценки складываются на основе результатов суммативного оценивания за разделы (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ).
На практике это выглядит так: по математике оценка за третью четверть выводится на основе четырёх суммативных оценок. По обучению грамоте и языкам – на основе трёх оценок. По естествознанию и познанию мира – на основе двух оценок.
Обучение грамоте – 6 часов в неделю + один факультативный час.
Математика – 4 часа в неделю + один факультативный час.
ВОЗРАСТ
На собрании будущих первоклассников весной предупреждали, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.
В этом году МИнистерство образования объявило, что в школу должны пойти дети 6 лет. Когда день рождения после 1 июня – на усмотрение родителей. До 1 июня – в обязательном порядке. Если родители желают, школы должны принять в первый класс детей, которым 6 исполнится до конца 2019 года. К концу лета был издан новый нормативный документ, отменяющий обязательность обучения с 6 лет. Но документы в первые классы уже были поданы. Никто из родителей решения менять не стал.
У Виктории в классе есть девочка, которой на момент поступления в школу было 5 лет. 6 исполнилось в середине октября.
В нашем классе почти все дети пришли в школу после старшей группы детского сада. Поэтому подготовленность к школе была разной, конечно. Но на каком-то уровне читали все, по-моему. В октябре проверяли технику чтения, худший результат был 6 слов в минуту. По учебнику обучения грамоте не читающему ребёнку научиться читать сложно.
ПРОГРАММЫ
Программы по всем предметам построены так, что каждой теме отводится 1 урок. Времени на закрепление не предусматривается. В результате центр тяжести автоматически переносится на домашние задания. Хотя официально в первом полугодии домашних заданий быть не должно.
Посмотрела российскую программу по математике: в основном операции с числами в пределах 10 и 20.
Математика для первого класса в Казахстане предусматривает действия с числами в пределах ста. Пока это круглые десятки или разрядные слагаемые – в принципе, не сложно. Но в заданиях встречаются действия с двухзначными числами с переходом через десяток. А когда эту тему проходили, я что-то не заметила. Поэтому объясняю ребёнку по ходу действий.
На уроках по обучению грамоте читают по учебнику и пишут в прописях. С января пытаются писать диктанты – 1-2 строчки под диктовку. Виктория забывает иногда как писать заглавные буквы. Показала ей, что можно посмотреть с обратной стороны тетради в косую линейку.
На уроках естествознания рассматриваются разделы: Растения; Животные; Человек; Силы и движение; Земля и космос; Физика природы; Свет; Звук.
На уроках познания мира подразумевается мир социальный: Всё обо мне; Моя школа; Моя семья и друзья; Мир вокруг нас; Путешествие; Традиции и фольклор; Еда и напитки; В здоровом теле – здоровый дух.
Темы заявлены интересные, но всё на примитивном уровне. В учебниках по естествознанию и познанию мира информационных текстов почти нет. Картинки, вопросы.
Темы предмета «Самопознания» связаны с вопросами нравственности. Здесь разделы: Мудрость веков; Дружная семья; Быть человеком, Как прекрасен этот мир. В учебнике по самопознанию тексты объёмные и сложные.
РОДИТЕЛИ
С сентября наблюдаю, что родители нервничают. В учебниках не написано почти ничего. Чтобы ответить на вопросы этих же учебников или выполнить задания по прописям, рабочим тетрадям, нужно детям многое объяснять. А объяснять могут не все родители. Многие заняты на работе. Некоторые признаются, что сами часто затрудняются. Особенно жалуются на математику. Одна мамочка говорит, что по образованию она учитель начальных классов и психолог. Но для разъяснения дочери тем по математике пришлось обратиться к репетитору. Другая подтверждает, что её высшего экономического образования не хватает, чтобы понять некоторые задания из рабочей тетради по математике. В классе дети девяти национальностей. Некоторые мамы плохо говорят по-русски .
Страсти стали накаляться, когда во втором полугодии начались СОРы. На следующей неделе детям предстоит третий СОР по математике. Мама Вероники предлагала в группе «Мамочки» WhatsApp попросить учительницу проводить математику вместо физкультуры и классного часа. На что мама Матвея сообщила, что у её сына нет никаких проблем с математикой. Все домашние задания выполняет сам и маме кое-что объясняет. Конечно, это не показатель. Матвею в декабре исполнилось 8 лет, и он перед тем как пойти в первый класс дважды отучился в нулевом. Но я тоже против такой инициативs. Считаю, что физкультура детям нужна не меньше, чем математика. Работаю с Викторией дома.
УЧИТЕЛЯ
Учителя тоже жалуются на программы. И на систему оценивания. Некоторые из них предлагают родителям купить дополнительные пособия, чтобы компенсировать недостатки официального учебно-методического комплекса. Ещё жалуются на детей: неподготовленные, несобранные, невнимательные. Такой вот круговорот взаимных претензий.
ДЕТИ
Дети растут, несмотря ни на что. Многие успевают посещать кружки и секции. Проявляют удивительную предприимчивость. Вероника во время второго СОРа по математике списала работу у соседа по парте. И получила 2 бала – вариант был другой. Алина своего соседа по парте попросила помочь выполнить СОР на уроке казахского языка. Мальчик сделал девочке работу, она получила пятёрку. А он тройку - в своей работе допустил ошибки, запутался в вариантах.
БУДУЩЕЕ
Если говорить о краткосрочных перспективах – у одного из одноклассников Виктории сестра учится во втором классе. Его мама сказала родителям: «Готовьтесь всё лето учить таблицу умножения. Будут спрашивать уже в сентябре». Если о долгосрочных … Недавно была информация в СМИ. На факультете журналистики проверили грамотность первокурсников. Выяснилось, что закончившие с отличием школы и набравшие максимальное количество баллов на ЕНТ студенты не умеют грамотно говорить и писать по-русски. Некоторые семьи будущего системы образования в Казахстане не видят совсем. И уезжают в другие страны. Чаще всего в Россию. У меня уже две племянницы с детьми переехали по программе переселения. Кстати, папа Кристины и Полины сказал на днях, что в России планируют изменить содержание образования. И сделать его похожим на казахстанский вариант. Источник информации не назвал.
А Вы об этом ничего не слышали?