Найти тему
Редкие книги

ЖЗЛ. Поленов.

-2

Василий Поленов был рожден в мае 1844 в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Васильевич был археологом и библиографом, мать Мария Алексеевна Войекова писала книги, занималась живописью. Дядя был сенатором. В детстве Васю возили в Олонецкий край и в Ольшанку Тамбовской губернии в имении бабушки. Она воспитывалась в доме Гаврилы Державина, рассказывала много интересного. Бабушка поощряла занятия живописью, устраивала конкурсы.

Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Первым учителем Василия стал Чистяков, который был студентом Академии художеств и обучал Василия с его сестрой Еленой с 1856 по 1861. С 1861 по 1863 Поленов учился в Петрозаводской губернской мужской гимназии, на которой сегодня установлена мемориальная доска. В 1863 вместе с братом Алексеем поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам был вольным слушателем Академии художеств, занимался в рисовальных классах, слушал лекции по анатомии, истории изящных искусств.

Поленов постоянно посещал оперные театры, концерты, увлекался Вагнером, пел в хоре, писал музыкальные произведения.
Вскоре он стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств, позже оставил занятия для изучения живописи. В 1867 окончил Академию и получил серебряную медаль за рисунки и этюд. В январе 1868 вернулся к обучению на юридический факультет. Летом 1867 состоялась его первая поездка на Всемирную парижскую выставку. Впечатления от поездки легли в основу диссертации, которую Василий защитил после приезда в университете.

В 1869 за картину Иов и его друзья получил малую золотую медаль, в 1871 – вместе с Репиным за картину Христос воскрешает дочь Иаира – большую золотую медаль. В 1872 закончил юридический факультет и уехал за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Австрию, Германию, Италию, Францию в Париже написал картину Арест графини д’Этремон, за которую в 1876 получил звание академика.

Летом 1874 работал в Нормандии по приглашению Репина. Там была написана серия картин. Вернулся в 1876 в Россию, отправился на русско-турецкую войну, был официальным художником при наследнике-цесаревиче. С 1882-1885 преподавал в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Его учениками были Левитан, Коровин. С 1877 живет в Москве, на 6 передвижной выставке выставляет картину Московский дворик, в 1879 входит в собрание передвижников, получая звание мастера эпического пейзажа.

В 1881-1882 был в путешествии на Ближнем Востоке и по библейским местам, в 1883-1884 живет в Италии, в 1887 заканчивает работу Христос и грешница. В 1888 пишет картину На Тивериадском озере. В 1890 покупает имение в Тульской губернии, строит дом, много работает. Сегодня там расположен дом-музей художника, первым директором которого стал его сын Дмитрий.

В 1889 вновь отправляется на Ближний Восток, пишет картину Из жизни Христа, показанную только в 1909. В январе 1905 выходит из состава Академии художеств после событий Кровавого воскресенья. В 1906 исполняется его опера Призраки Эллады в Большом зале Московской консерватории. В 1907, 1909-1911 посещает Европу. В 1910-1918 ведет просветительскую деятельность, в 1914 устраивает выставку для сбора средств раненых в Первой мировой.

В 1915-1916 по эскизам Василия возводят дом для секции содействия устройству театров, сейчас это Дом театрального просвещения его имени. В годы революции живет в Борке, пишет Разлив на Оке. В 1924 в Третьяковской галерее проходит его первая персональная выставка, в 19226 он получает звание народного художника. В июле 1927 он умирает.

Достижения Василия Поленова:

• Народный художник республики
• Серебряные медали за картины
• Большая и малая золотая медали

Даты из биографии Василия Поленова:

Июнь 1844 – рождение
1856-1861 – первые уроки живописи
1861-1863 – обучение в губернской мужской гимназии
1867 – первая зарубежная поездка
1871 – окончание университета со званием академика прав
1876 – академик
1882-1885 – преподавание в Московском училище живописи
Июль 1927 – смерть

Интересные факты Василия Поленова:

• Был женат, воспитал 4 дочерей и сына. Один сын умер во младенчестве.
• Его мать была внучкой архитектора Львова
• Любил музыку, построил две школы в своем имении на берегу Оки
• В 1876 участвовал добровольцем в Cербо-Черногорско-Турецкой войне, был награжден медалью За храбрость и орденом Таковский крест

  • Первым своим учителем живописи Василий Поленов считал матушку Марию Алексеевну. Она была замечательным графиком русской академической школы. В 1852 году Мария Алексеевна написала книгу о детях «Лето в Царском Селе», которую позже проиллюстрировали ее дети Василий и Елена. Из письма В. Д. Поленова 1896 года:

    «Савва Иванович Мамонтов … на одной из панихид глубоко тронул нас, сказав про матушку: «Мария Алексеевна высоко держала знамя искусства и передала его своим детям, а через них и мы получили этот луч света, эту чистую струю, возвышающую и облагораживающую жизнь нашу».

    Из пятерых ее детей двое стали художниками. Елена Дмитриевна Поленова стояла у истоков многих направлений, по которым пошло развитие русского искусства. Первый иллюстратор русских народных сказок Иван Билибин очень много взял из ее творчества.

Даже на портрете видно, что жена художника Наталья Васильевна – дама с характером.
Даже на портрете видно, что жена художника Наталья Васильевна – дама с характером.
  • Художницей была и жена Поленова Наталья Васильевна Якунчикова.Познакомились они в «Абрамцево» — имении Саввы Мамонтова. Наталья Васильевна была двоюродной сестрой жены мецената Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Сам же Поленов познакомился с Мамонтовым в Риме, где и началась их дружба.

    Наталья Васильевна сшила большинство платьев для позирующих к картине «Христос и грешница».
  • Любимая сказка в семье Поленовых — «Война грибов», о том, как боровик собирал на войну армию грибов. Ее рассказывала бабушка художника Вера Николаевна Воейкова. Елена Дмитриевна сделала иллюстрации едва ли не к каждой фразе этой истории.
  • Все постройки в имении Поленов придумывал сам. Архитектура в то время была модным увлечением в среде живописцев, которые стремились внести в нее самобытность русской старины.

    Известны архитектурные проекты Виктора Васнецова — церкви и здания в Абрамцевском имении Мамонтова. По рисунку Васнецова был сделан фасад Третьяковской галереи. Михаил Врубель выполнял проект флигеля московского дома Саввы Мамонтова. Константин Коровин — автор проекта павильона кустарной промышленности на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и эскиза дачи Шаляпина.
  • При жизни художника имение называлось Борок. Сам же Поленов называл его «поместьице». Только в советские годы усадьбу переименовали в Поленово.

Залы Большого дома с самого своего рождения рассматривались Поленовым как народный музей.
Залы Большого дома с самого своего рождения рассматривались Поленовым как народный музей.
  • В усадьбе воплотилась заветная мечта Поленова: «Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».

    В 1892 году дом Поленова стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Принимали посетителей и водили их по дому сами хозяева усадьбы.

    «Я эгоист. Я создал в доме музей, потому что мне самому это очень нравилось», — говорил Поленов.
  • В историю изобразительного искусства Поленов вошел как один из выдающихся мастеров лирического пейзажа. Живописные окские виды отражены на многих его картинах, самая известная из которых — «Золотая осень», созданная художником в 1893 году, через три года после основания музея. Сейчас эта работа — часть музейной коллекции «Поленово», она висит на стене пейзажной комнаты в Большом доме.

Реклама 13


Портрет своего отца Дмитрия Васильевича Поленов написал в 1877 году.
Портрет своего отца Дмитрия Васильевича Поленов написал в 1877 году.
  • В имении Поленова была задумана картина Виктора Васнецова «Богатыри». Друзья обсуждали прин­ципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всему произведению обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давний замысел — трех могучих богатырей на лохматых конях.

    Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. Но в качестве великого русского богатыря позировал Васнецову и Василий Поленов.

    Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен ее хозяину. На эскизе стоят две даты — «75» и «1898 10 марта». Объясняются они так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезду, когда был в мастерской Поленова. Он захотел подарить его другу, но Поленов отказался, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.

    Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года.
  • Василий Поленов много времени проводил в Москве, но бывал и в Туле, куда приезжал по делам.
  • С Толстым Поленов познакомился в 1887 году в доме Саввы Мамонтова, куда Толстой приходил смотреть картину «Христос и грешница». Потом несколько раз бывал у Толстого в Москве.

    В 1909 году Поленов показывал свой евангельский цикл «Из жизни Христа» на выставке. Толстому он послал альбом с черно-белыми фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки. Лев Николаевич подарок оценил: «Альбом ваш произвел на меня сильное впечатление. … Само собой разумеется, что раскрашивание, хотя вы его и начали, не может передать красок, но благодарю вас за намерение сделать это для меня. Кроме всех других значений, ваша выставка имеет, по моему мнению, еще значение педагогическое. Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по вашим картинам».

    В «Поленово» хранятся также бумажные птички, сделанные Львом Толстым и его женой для детей В. Д. Поленова.
  • За всю свою историю усадьба не знала чужих рук: в течение 120 лет, несмотря на все политические перемены в стране, семья Поленовых никогда не расставалась с домом. А изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили облика усадьбы.

    В 1927 году, после смерти В. Д. Поленова, первым директором музея стал его сын, Дмитрий Васильевич (1886−1967). Руководством музея Дмитрий Васильевич занимался 32 года, причем при весьма скромном финансировании от государства, выполняя последнюю волю отца: «Не отдавай дом в чужие руки». Именно благодаря ему, поддержке сестер «Поленово» выжило в сложные тридцатые годы, в военный период.

    В 1960 году директором музея стал Федор Дмитриевич Поленов (1929−2000), внук художника.
  • В 1941 году через «Поленово» прошла линия фронта, экспонаты музея были частично эвакуированы в Тулу, частично оставались в подвалах музея.

    Но уже в мае 1945-го музей снова открыли для посетителей.

Портрет Поленова работы его друга, Ильи Репина.
Портрет Поленова работы его друга, Ильи Репина.
  • Первым главным хранителем музея стала Елизавета Александровна Чернышева (Самарина) — внучка Саввы Мамонтова и дочери Веры Саввишны Самариной, с которой Валентин Серов писал свою «Девочку с персиками». После революции вместе со своим отцом она жила в Якутии в ссылке. Когда Елизавета Александровна с сыновьями вернулась из ссылки, в «Абрамцево» ей отказали в приеме на работу. Но ее не побоялся пригласить Дмитрий Васильевич Поленов. Вся дальнейшая жизнь Елизаветы Чернышевой (Самариной) была связана с музеем. Во многом благодаря ей в музее-заповеднике посетители впервые смогли увидеть уникальные фотографии и редчайшие экспонаты.
  • Во все времена усадьба была полна гостей. Сюда приезжали Левитан, Репин, Коровин, Васнецов, как сосед наведывался в гости Чехов. В тридцатые годы ХХ века в «баньке» жил великий русский композитор Сергей Прокофьев. В «Поленово» он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

    В разное время здесь гостили поэты Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, член Российской академии художеств Борис Мессерер, певец Леонид Собинов, балерина Галина Уланова, художники содружества Кукрыниксы.

    В 1975 году под крышей «баньки» родился один из любимых мультяшных персонажей — домовенок Кузька. Его придумали супруги Валентин Берестов и Татьяна Александрова.
  • Как гласит легенда, первый авторский вариант «Раннего снега»Поленова из собрания Третьяковской галереи глава советского государства Никита Хрущев в 1955 году подарил делегации французского театра «Комеди Франсез». Сейчас картина находится в кабинете директора этого театра.