Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Газогенераторные автомобили ЗИС.

Оглавление
Газогенераторный ЗИС-13. Рисунок художника Александра Захарова их журнала "За рулём". Источник: http://www.autogallery.org.ru/k/z/36zis13.jpg
Газогенераторный ЗИС-13. Рисунок художника Александра Захарова их журнала "За рулём". Источник: http://www.autogallery.org.ru/k/z/36zis13.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

В довоенные годы тема внедрения газогенераторных установок на автомобили была весьма актуальна и ею занимались различные научные и производственные центры страны. Кем выполнялась эта работа, и какой результат был на флагмане советского автомобилестроения – ЗИС, читайте ниже.

Почему внедрение газогенераторов на автомобили было важной государственной задачей?

Советский Союз занимал примерно 17% суши на Земле и около двух пятых евразийского континента. Вдоль и вширь, особенно за Уралом, тысячи километров территории покрытой лесом, без дорог и с трудностями по доставке бензина. Было несколько вариантов решения проблемы:

  • завозить топливо жидкое топливо в отдалённые районы с большими затратами,
  • строить газонаполнительные станции и оборудовать автомобиль баллонами с газом,
  • производить автомобили с газогенераторами, которые к тому времени в мире были весьма распространены и им предрекали первенство в борьбе с бензином.

Бензин был необходим армии и авиации, перевозить его на большие расстояния дорого. Газонаполнительные станции и баллоны вещи затратные. Для народного хозяйства лучше иметь топливо, находящееся рядом: дрова, торф, уголь. Исследования по производству газового топлива автономными установками в Советском Союзе стали проводиться с 20-х годов в соответствии с конкурсом, объявленным Автодором СССР.

О масштабах работы можно судить по цитате из книги Л.М. Шугурова «Автомобили СССР и России», приведённой ниже.

-2

В соответствии с правительственным заданием интенсивность работ увеличилась с 35-го года. Производство газогенераторных установок было налажено на нескольких автомобильных заводах и в смежных областях экономики. Были созданы установки для всевозможных видов топлива, разной производительности, схем работы и степени мобильности. Лучшие установки появились на опытных и серийных автомобилях ЗИС, ГАЗ и других заводов. Принцип работы установки газогенератора описан здесь.

Какие газогенераторные автомобили выпускал ЗИС?

Специалисты ЗИСа, проанализировав опыт учёных НАМИ и специалистов харьковского завода под названием «Свет шахтёра», производившего газогенераторы, в 36-м году разработали свою конструкцию установки и дали ей индекс машины, для которой она была предназначена — ЗИС-13. Применили длиннобазовое шасси ГАЗ-11, камеру сгорания генератора изготовили из жаропрочной стали, снизили вес установки, подняли степень сжатия мотора до 7 единиц.

Несмотря на уменьшение времени на розжига, по сравнению с ГАЗ-42, результат всех стараний был ниже ожидаемого: мотор развивал не более 48 л.с., скорость не превышала 45 км/час, грузоподъёмность — 2,5 тонны. Чурок размером не более 5 см на заправку требовалось почти 85 кг, хватало их на 100 км. За два года выпустили около 900 машин, одновременно занимаясь подготовкой модернизированной конструкции.

Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153
Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153

Конец 38-го года ознаменовался выпуском с применением шасси ЗИС-5 машины ЗИС-21, установка которой была легче предшествующей, надёжнее и проще в эксплуатации. В ней был применён, так называемый, обратный процесс горения, предполагающий возникновение горючего газа ниже зоны горения. Несмотря на уменьшение снаряженной массы, характеристики автомобиля практически не изменились, однако он получился удачнее и надёжнее прежнего. В военное время выпускался упрощённый вариант автомобиля с индексом ЗИС-41.

Газогенераторный автомобиль военного времени. Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153
Газогенераторный автомобиль военного времени. Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153

С 46-го года, в течение 6 лет, с установкой ЗИС-21 изготавливались автомобили УралЗИС-21А в Миассе. Небольшими партиями выпускали ЗИС-31, на котором применяли установку НАТИ-Г23. Она имела уменьшенный на 30 % вес, работала на древесном угле, расход которого был в 1,5 меньше чурок. Розжиг производился легче и быстрее, однако убирать осадок из очистителей приходилось в четыре раза чаще. Применялись такие машины в местах производства древесного угля.

Особенности устройства ЗИС-21.

  • В связи с установкой тяжёлого газогенератора с правой стороны предусматривалось усиление передней рессоры путём применения листов большей толщины.
  • Электровентилятор, создающий тягу при розжиге, монтировался с 38-го года на правой подножке и был нагнетающим малопроизводительным. С 39-го года вентилятор стали ставить на левой подножке. Он стал всасывающим, имеющим большую производительность и способствующий снижению времени розжига.
  • Впускной коллектор был переделан таким образом, чтобы исключить подогрев горючей смеси от выпускного коллектора, что было необходимо для повышения плотности смеси, поступающей в цилиндры.
Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153
Источник: http://charcoal.mybb.ru/viewtopic.php?id=153
  • Радиатор большего объёма, по сравнению с серийным автомобилем, обеспечивал оптимальный тепловой режим двигателя на разных режимах работы.
  • Грубые очистители, представляющие три трубы, располагались под платформой за кабиной водителя.
  • Тонкий очиститель устанавливался слева от кабины. Все узлы установки соединялись трубопроводами.
  • Для кратковременного маневрирования или необходимости создания тяги при не исправном вентиляторе, автомобиль снабжался бензобаком объёмом 7,5 л, который располагался под капотом.

Где применялись газогенераторные ЗИСы?

Несмотря на большое количество недостатков, связанных с эксплуатацией газогенераторных автомобилей, они широко были распространены в сибирской тайге, где их парк исчислялся тысячами штук. Основными областями применения ЗИСов на газе были сибирские и дальневосточные леспромхозы, отрезанные отсутствием железных дорог. Топливо для машин было вокруг, и они осуществляли все необходимые грузоперевозки без использования бензина.

Большое количество газогенераторных автомобилей было в блокированном Ленинграде, в тыловых районах и на прифронтовой полосе (на передовой не применялись, так как дым был виден врагу), внося существенный вклад в приближение Победы над завоевателями.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются