Чтобы не путаться в терминах, просто запомните, что экспрессионизм пришел на смену импрессионизму. А теперь серьезно.
Экспрессионизм зародился в Германии в ответ на ужасы Первой мировой войны (1914-1918 гг). Как мы помним, Германская и Австро-Венгерская империи потерпели поражение. Настроение было упадочное у всех, но не только из-за этого. Первая мировая показала, на какие ужасы способен человек: пытки, изощренные орудия убийства, массовые казни и т.п. Всё человечество было в шоке: никто раньше не знал (или просто не хотел знать), что скрывается внутри homo sapiens.
В первую очередь эти упадочные пессимистичные настроения нашли отражение в искусстве (надо признать, что начали они появляться еще раньше). Поэтому 10-30-ые гг. XX века – это расцвет экспрессионизма в литературе, живописи и кинематографе, в первую очередь, в Германии и Австрии, но и не только. Течение распространилось на всю Европу. Экспрессионисты – это готы или эмо (кто-то еще помнит таких?) того времени: мрачные краски, побег от реальности, увлечение страшным и таинственным.
Экспрессионизм в живописи
Самый известный художник-экспрессионист – Эдвард Мунк. Творчество этого норвежца пронизано мотивами смерти и одиночества. Все знают картину "Крик". На самом деле есть четыре картины под этим названием (три находятся в галереях Осло – я их видела, а одна – в частной коллекции). Однако "Крик" был написан еще до Первой мировой войны, поэтому Мунк считается одним из первых представителей экспрессионизма: он уловил настроения, которые витали в воздухе. Мне еще очень нравится его картина под названием "Яблоня в саду" (листайте галерею): обратите внимание на выбор цветов. Темно-синий, темно-зеленый – всё это разительно отличается от веселых вполне естественных пейзажей импрессионистов (листайте галерею для сравнения).
Как я уже говорила, экспрессионизм цвел мрачным ярким цветом не только в Германии, но и в Австрии. Поэтому давайте посмотрим еще на картину австрийского художника чешского происхождения – Оскара Кокошки. Все его работы показывают если не уродство (не будем уж так говорить), то несовершенство человека.
Экспрессионизм в литературе
Писатели и поэты были в таком же упадническом настроении, что и художники. Они решили уходить от реальности в мистику, эмоции, фантастику, потусторонние миры. И писать о том, как несовершенен человек, как он чёрен внутри. И как можно от этой черноты очиститься (если можно).
Совсем недавно я прочитала драму Франца Верфеля "Человек из зеркала" (о том, как я искала текст на протяжении 13 лет, я расскажу в одной из следующий статей – подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить увлекательную историю!). Верфель – австрийский поэт и драматург. Его мистическая трилогия (так он назвал свою драму) была написана в 1920 году. Человек из зеркала (Spiegelmensch) – альтер эго, второе "я" главного героя, злой двойник, которого необходимо победить, чтобы стать Человеком. Название – это, конечно, вызов, брошенный Фридриху Ницше и его Сверхчеловеку (Übermensch). Вместо того, чтобы подняться высоко-высоко, наш Человек пал очень низко, проявив себя в условиях Первой мировой войны ужаснейшим образом.
Но тот, кто силу обретет
Прозрения второго, подпадет
Заклятью чар иных,
Что по ночам и в сумерках седых
Ему приводят смертного врага,
До гроба двойника.
Отныне в разладе он
И должен в грязи, обливаясь кровью, бороться,
Чтоб спутник был поражен,
Его от греха сквозь грех к убийству влачащий.
И тогда лишь награда дается.
Перевод существует только такой, выполнен в 1922 году русским поэтом и переводчиком В. А. Зоргенфреем. Мы видим, что экспрессионисты не придерживаются больше классических структур: разностопные строки, резкие обрывы предложений, вольное обращение с рифмой, больше похоже на разговорную речь, какие-то выкрики, экспрессию.
Из русских писателей-экспрессионистов (ранних) стоит упомянуть Леонида Андреева. Помню его жутковатые рассказы ("Баргамот и Гараська", "Ангелочек", "Большой шлем"), которые мы проходили в средней школе, когда я привыкла к доброму и вечному. Знаменитый "Красный смех" стал откликом писателя на трагические события Русско-японской войны, поразившие Андреева бессмысленной жестокостью. "Рассказ о семи повешенных" имеет реальные прототипы из рядов социалистов-революционеров.
Экспрессионизм в кино
Самый яркий след экспрессионизм оставил в кино. Немецкий экспрессионизм – это та самая классика кинематографа, которая экспериментировала с декорациями, монтажом и даже цветом (в черно-белом-то кино!). Мы помним, что экспрессионизм хотел уйти дальше от реальности, именно поэтому в фильмах этого течения декорации зачастую рисовались прямо на стенах! Да-да, тут вам и интерьер комнаты, и кривые улочки города. Снимать было удобно:-) Самым первым фильмом в жанре экспрессионизма считается снятый в 1920 году "Кабинет доктора Калигари" (реж. Роберт Вине).
Как я писала выше, помимо нарисованных декораций были эксперименты с цветом: на кадры просто накладывали светофильтры (это как приложить к глазу цветное стёклышко) – и вся сцена получалась в каком-нибудь одном цвете. Ниже примеры из фильма "Носферату. Симфония ужаса" (1921) – первого фильма про Дракулу, названного по-другому из-за проблем с приобретением прав:
Last but not least, это, конечно, эмоции персонажей! Фильмы были без звука, писались интертитры, но сюжет зрители должны были понять без лишних слов, поэтому актеры играли, как это говорят, "с плюсом", то есть несколько переигрывая. Лично я именно за эти потрясающие эмоции (и подведенные глаза!) и люблю киноэкспрессионизм, не только немецкий, но и наш, советский (листайте галерею).
Вот такой он, экспрессионизм, который в 1933 году, с приходом к власти Гитлера, был объявлен "дегенеративным искусством" и назван антигерманским. Мы же до сих пор помним его под именем немецкого экспрессионизма.
А вам нравятся произведения искусства, созданные в данный период?