К 1917 году положение Германии стало печальным. Все планы добиться победы в Мировой войне рухнули, а война на истощение фактически подорвала экономику страны. Стало очевидно, если подобная ситуация продлиться еще несколько месяцев, германский фронт рухнет сам по себе. Единственным выходом для немцев было заключение сепаратного мира на Восточном или Западном Фронте.
Однако ни Англия, ни Франция на переговоры идти не желали. Неожиданно в России грянула Февральская революция, самодержавие пало, к власти пришло Временное правительство. Однако новая власть сразу же объявила, что война с Германией и ее союзниками будет продолжаться до победного конца.
Во время Февральской революции многие видные социал-демократы находились за рубежом, в Англии, США и других странах. Ленин, к примеру, уже 9 лет жил в Швейцарии, там же находились и многие другие видные российские социал-демократы. Инициатива пробираться в Россию с целью перехвата власти принадлежала не Ленину, а социал-демократу меньшевику Мартову (главному противнику Владимира Ильича внутри партии).
Международный авантюрист Парвус быстро понял в какую сторону ветер дует. Он имел несколько встреч с Лениным и другими революционерами, а также с немецким депутатом Эрцбергером. Парламентарий смог добиться аудиенции у самого кайзера. Начальник штаба Восточного фронта макс Гофман горячо приветствовал ввоз в Россию революционеров и смог вместе с Эрцбергером и канцлером Бетман-Гольвегом доказать императору, что эти люди смогут развалить русскую армию, а это прямой путь к спасению Германии и победе.
Идея проезда из Швейцарию обрела зримые очертания. Путь был выбран следующий — Швейцария, германский городок на границе Готтмандинген, германский порт Засниц на Балтике, паром "Королева Виктория" до шведского Треллеборга, затем Стокгольм, потом Торнио и поезд до Петрограда. Кроме проезда через страну, Германия предоставила революционерам 3 млн марок (весьма изрядная сумма) на агитацию внутри России.
Русские эмигранты в Швейцарии провожали революционеров криками "предатели". Сам вагон, где ехали революционеры не был полностью опломбирован, одни двери оставались свободными, через них на каждой станции выходили немецкие сопровождающие (для них в вагоне было предусмотрено отдельное купе), которые покупали для русских свежую пищу и прессу.
Как и следовало ожидать, Ленин ехал в одном купе с Крупской, но был с супругами и еще 1 человек — Инесса Арманд.
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях. Еще прошу в комментариях указывать тему, о тайнах которой Вам хотелось бы почитать.