Российские социологи называют детей, которые родились в цифровую эпоху, «комфортным» поколением. Людьми, которые «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Они родились в эпоху финансовой стабильности: да, не всем из них родители могут купить последнюю модель айфона, но они могут позволить себе носить модную одежду и иметь гаджет с выходом Сеть.
Доступность благ снизила уровень тревожности за свое будущее, которое было у предыдущего поколения. Дети не замотивированы на получение хорошего образования, со школьной скамьи знают, что хоть куда-нибудь, да поступят. Если не получится на бюджет, родители напрягутся и пристроят их в вуз на платной основе.
В прошлом году студентка Тульского педагогического университета Екатерина Кудинова изучала влияние гаджетов на учеников выпускного класса одной из областных школ. Исследование показало удивительные результаты: 78% школьников признались, что вообще не выпускают из рук смартфоны в течение дня. В опросе также приняли участие преподаватели. Они подтвердили, что чрезмерное употребление гаджетов влечет за собой катастрофическую деформацию учебной деятельности. Учителя отметили у старшеклассников:
— дефицит внимания и концентрации — подростки гиперактивны и крайне рассеянны;
— дефицит слухового аспекта — они плохо воспринимают информацию на слух, не могут повторить то, что сказали ученики до них;
— дефицит активной искры и снижение фантазии — им совершенно не интересно рассуждать, они не в состоянии написать сочинение, создать новый образ.
В российских школах нет категорического запрета на гаджеты. Часто телефоны запрещают доставать в классе, но старшеклассники прячут их под тетрадями, в пеналах — и постоянно мониторят ленты соцсетей. По сути, подростки присутствуют в кабинете лишь физически.
Кстати, во Франции недавно приняли закон, запрещающий пользоваться телефонами в начальной и средней школе. Причем это распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Инициативу поддержали далеко не все французы.