Мой опыт арт-волонтерства
Помните ли вы старый анекдот про сорок тимуровцев, которые одну старушку переводили через дорогу, несмотря на ее активное сопротивление? Вот и Кошке В Сапогах довелось недавно в таком деянии поучаствовать, о чем она сама и расскажет.
Я уже давно мечтаю о волонтерстве. Вроде, казалось бы, не такая уж сложная задача – подобрать занятие по душе, за которое денег не платят. Ничьего места под солнцем не занимаешь, коврижек и благ не требуешь, наоборот, вкладываешь свое время, чтобы помочь другим. Да я и не понаслышке знаю, что добровольные помощники на вес золота. Оказалось, даже волонтерскую работу найти не так-то просто. В одной организации берут только студентов, потому что организаторы сами студенты и им проще общаться со своими сверстниками. В другой мне сказали, что нужны люди только с машинами – для дальних поездок за пределы Подмосковья, подарки возить в детские дома. В третьей навешали столько обязанностей, что впору бросать собственную работу… Наконец, услышала я, что есть еще одна организация, она приглашает волонтеров помогать на культурных мероприятиях, в том числе и вести экскурсии на выставках. Я обрадовалась: это подойдет, ведь я давно хотела быть ближе к искусству.
И вот пригласили меня на выставку современной скульптуры на Винзаводе. На вводную лекцию собрались человек 30 – в основном юные студентки гуманитарных вузов и три тетеньки примерно моего возраста.
Искусствовед провела нас по залу, рассказала о каждой скульптуре, что знала, однако добавила: «Это вольный текст, а вам пришлют еще материалы по каждому экспонату. Выучите наизусть и будете водить группы экскурсантов». Я, оглядев зал с экспонатами, недоверчиво спросила: «А группы точно будут?» «Будут!» – уверенно ответила девушка-организатор.
Текст прислали – с фразами примерно такого содержания: «Являясь оммажем Джону Маккракену, моя работа инвертирует логику минималистского произведения. Где художник-минималист позволяет себе авторское своеволие - я следую логике усреднения». Или: «Человек буквально вышел из себя, из своей телесной оболочки и погрузился в новую среду. Таким образом, произошло буквальное отторжение физического и ментального, что ранее символически обеспечивала только религиозная парадигма». Я решила, что не стану утомлять ни себя, ни будущих экскурсантов искусствоведческой заумью, а буду просто рассказывать близко к тексту о том, что вижу.
Человек я ответственный, поэтому готовилась серьезно, прочла текст несколько раз, да еще и пришла пораньше на выставку (в среду вечером), чтобы изучить, где какой экспонат находится. Время шло, волонтеры потихоньку подтягивались… Набралось больше десятка человек, каждому – все по-настоящему! – выдали униформу: жилет с символом Винзавода и бейджик. А вот желающих услышать про оммажи Маккракена на горизонте почему-то не наблюдалось…
Наконец явились двое: юный парнишка и девушка постарше. На сонном лице девицы-организатора отразилось нечто вроде замешательства: что делать? То ли бросать жребий – кому вести, то ли ждать других посетителей, то ли вовсе расходиться… «А давайте разделимся на сектора! – осенило ее. – Каждый возьмет себе по нескольку скульптур и будет про свой участок рассказывать. А остальные будут вместе с экскурсантами ходить и ждать своей очереди…»
Признаться, более странного зрелища я еще не видела. Десяток людей в белых форменных жилетках окружал плотным кольцом двух хилых посетителей, с явным страхом, как бы те не сбежали из пустого зала. Волонтеры, запинаясь и путаясь в терминах, подсказывая друг другу, чуть ли не хором рассказывали: про кучу гаек и болтов под названием «Маркс»; про неаппетитного розоватого цвета пятно на стене под названием «Несварение»; про мужской половой член из пластилина на подставке под названием «Язык Приапа»; про трех дохлых фарфоровых собак под стеклом вообще без названия и так далее. Проще всего было рассказывать про скульптуру «Заграждение», потому что она являла собой… заграждение. Знаете, такие решетки ставят обычно в метро, чтобы ограничивать поток пассажиров в час пик. Правда, у скульптуры имелся некий сакральный смысл – решетку автор, видимо, свистнул со знаменитого митинга на Болотной площади в 2012 году.
Парнишка помалкивал, а девушка быстро обнаружила, что знает о современной скульптуре больше, чем все самопальные экскурсоводы, вместе взятые. И этот цирк, или вернее, детский сад ей показался забавным. При виде обыкновенного кирпича на постаменте, который мы ей представили как «обыкновенный кирпич со стройки», она закатила глаза и прочла нам целую лекцию. «Что вы, я бы в обморок упала при виде такого объекта где-нибудь в сквере… Он вызвал у меня целую гамму чувств! Этот кирпич – шедевр, он один стоит всех скульптур Родена! А вы все ничего не понимаете в актуальном искусстве…»
Признаюсь – я, наверное, действительно ничего не понимаю в современном искусстве. Но еще не понимаю другое: почему нужно было приглашать на такую заведомо непопулярную выставку целую толпу народа в качестве волонтеров? Наверное, чтобы поставить галочку и отчитаться перед начальством – вот смотрите, какую мы вам численность обеспечили! Теперь никто не посмеет сказать, что волонтеров у нас мало…
Кстати, во второй раз все оказалось все куда лучше: во-первых, была суббота, и праздношатающихся по Винзаводу набралось аж целых 8 человек. Во-вторых, из добровольческого отряда остались всего двое – одна юная девушка и я (просто потому, что не люблю подводить людей, хотя пришлось отставить в сторону кучу домашних дел). Нас слушали, открыв рты, а мы уже не вспоминали про религиозные парадигмы и прочие оммажи и говорили нормальным человеческим языком. Тем более что среди скульптур попадались и небезынтересные. Например, «Украинка» – статуя девушки, собранная как бы из кусков разных человеческих тел (пророческая, потому что сделана была задолго до печальных событий). Или «Солдат» – фигура человека в военной форме, без лица: идеологический каток прошелся по нему и превратил в безликий, плоский символ политического произвола.
Но я вот думаю: кто знает, куда нас позовут в следующий раз? Здорово, если это будет масштабное международное культурное событие. Например, кинофестиваль какой-нибудь, где потребуется что-то объяснять зарубежным гостям. Только как бы опять не оказалось помощников в несколько раз больше, чем гостей. Тогда одну фразу на иностранном языке придется разделить так, чтобы каждый произносил по словечку. Или скандировать ее хором. Ведь обязательно надо, чтобы каждому тимуровцу по старушке досталось…
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Вас ждет много интересного!