Тема этой статьи всплыла случайно. Перебирал стопку старых выпусков русскоязычного «Роллинг Стоун», вместе с тем вспоминал свою молодость. Не мог не перечитать отличную статью в номере за май 2006 года про набирающего популярность Мэтью Миллера – еврейского хасида-ортодокса под сценическим именем Matisyahu, исполняющего сплав регги и хип-хопа.
Потом врубил на нетбуке мой любимый у Матисьяху альбом «Youth», который здорово скрасил далекое студенческое лето 2006 года. Что тут скажешь, он круто и свежо звучит до сих пор, как лучшие записи Боба Марли. Да и название воистину символичное - "Молодость", а может, "Молодежь" или "Юность" - иди, разбери теперь.
Тогда, в 2006 году музыкант выпустил свою вторую пластинку «Youth», которая сразу же была продана тиражом в несколько сотен тысяч. Наш андеграундный герой только-только входил в американский музыкальный шоу-бизнес и на этой пластинке показал все, что умеет. Альбом был намного сглаженнее и мелодичнее его ранних работ, но в нем было много драйва и он был хоть для масс, но не был попсовым. Попсовыми станут его последующие работы, и в первую очередь сингл One Day, благодаря которому о Матисьяху не будет знать только самый ленивый. Да, это был все тот же регги, хип-хоп, даб, дансхолл (если хотите), но уже без мощной рокнролльной энергетики, которой так много в «Youth» ("Молодость").
Мэтью Миллер начинал под псевдонимом MC Truth, носил на голове тюрбан, а перед выступлением выпивал кувшин настойки на грибах псилоцибах. Со временем парнишка пристрастился к наркотикам и был отдан родителями в наркологический центр, набитый нью-йоркской богемой. В наркологии Мэтью увлекся еще и оккультизмом. Потом уже, он совершает одиночное путешествие в лес, где проделывает индейский обряд «поиска видений»: несколько дней без еды и пищи молился духам, проживающим в этих лесах.
Матисьяху всегда тщательно работал над своим вокалом, который, надо признать, не спутаешь ни с чьим другим. Он занимался битбоксингом, то есть имитацией голосом ударных инструментов.
После всех своих чудачеств и выступлений по небольшим клубам под псилоцибиновой настойкой, Мэтью Миллер знакомится в Нью-Йорке с раввином. Вскоре, после частого общения со священником, музыкант приходит к ортодоксальной вере. Хасидизм – одно из самых консервативных ответвлений иудаизма. Вскоре Миллер начинает отращивать бороду и надевает шляпу-федору.
Все его песни наполнены религиозным смыслом. По сути, он их адресует богу. Как говорит сам Матисьяху: «В любой песне Боба Марли можно найти множество цитат из Торы». А ведь действительно, именно регги из всех жанров музыки наиболее близко стоит к религии, так как большинство песен того же Марли призывают к любви, добру и милосердию.
Трудно поверить, но самую большую проблему на концертах хасида Матисьяху представляли девушки. Талмуд запрещает хасиду физические контакты с женщинами, а поэтому музыканту приходилось отстраняться от подвыпивших поклонниц.
Они не могут даже обнять или прикоснуться к своему кумиру. Стейдждайвинг – прыжок в толпу, который ранее любил Матисьяху, тоже попадает под запрет, ведь к нему случайно могут прикоснуться и девушки.
В этом же номере журнала, отдельной колонкой, следует рецензия на альбом «Youth», которому ставят твердую 4. С припиской: «Второй альбом звезды хасидского регги легко составит конкуренцию Дамиену Марли». Признаться, музыка сына Боба Марли мне совсем не вставляет.
На сегодняшний день Матисьяху сбрил бороду и снял шляпу, тем самым раз и навсегда распрощавшись и с хасидизмом, и с андеграундом. На его музыку можно смело лепить лейбу «поп», но ведь к этому он и шел, не правда ли? Может быть, игра с ортодоксальной религией была лишь трюком, способом создать интересную легенду и выбраться наконец наверх, к миллионной публике. Ведь и Боб Марли тоже навряд ли назовешь андеграундным персонажем.
Люди меняются, а музыка остается. В этом вся прелесть искусства. Для всех, кто помнит другого – раннего Матисьяху, есть альбом «Youth» и крутейший «Live At Stubbs», записанный в техасском клубе. При прослушивании этого «лайв» нет-нет, а и скажешь сам себе: «Во были времена!... Времена "Молодости"!....». Понимая, что настоящий драйв и история они вот здесь, на этой записи из пыльного техасского кабака-клуба с несколькими десятками зрителей.