Рабиндранат Тагор — индийский писатель, который в 1913 году стал первым человеком не из Европы, получившим Нобелевскую премию по литературе. Он всегда мечтал побывать в России, которую, по его словам, он полюбил по её литературе.
Ему удалось это сделать только в 1930 году, он увидел уже советскую Россию. И вот, что он написал об этом:
Наконец, я прибыл в Россию. Все, что я вижу, — чудесно. Не похоже на другие страны. В корне отлично. Они всколыхнули всех.
Свои впечатления он описал в письмах к родственникам, которые позднее были опубликованы, как «Письма о России». Сам Тагор был из зажиточной семьи, но сочувствовал бедным, пытаясь помочь им в меру своих возможностей. Этим он мне напомнил выдающегося русского писателя — графа Льва Николаевича Толстого.
В своём путешествии по России, Тагор постоянно сравнивает молодую советскую страну и свою горячо любимую родину — Индию.
До сих пор большая часть человечества не имела возможности получить образование, что же касается Индии, то она была лишена этой возможности почти полностью. Вызывает удивление та поразительная энергия, с которой в России стремятся распространить образование по всей стране.
Он сравнивает скорость распространения советского образования с быстротой наводнения. Поражает его и качество образования.
У себя на родине Тагор основал ашрам, который включал школу и библиотеку. Но он сам признаётся, что основным методом обучения в Индии оставалась зубрёжка, а целью — сдача экзамена.
В СССР же индийский поэт увидел по настоящему хорошее образование, способное воспитать Человека. Он думал, что всеобщее образование будет ограничиваться максимум двумя навыками — умением читать и писать. Но увидел совсем другое.
Он описывает свою встречу с советскими крестьянами в Доме крестьянина в Москве (гостиница, где приезжие могут остановиться за небольшую плату и клуб одновременно), которых было много в СССР.
Во всех этих клубах даются объяснения по вопросам сельскохозяйственной науки, общественного устройства и другим; неграмотным помогают учиться. Здесь же в специальных аудиториях крестьянам читают лекции о преимуществах обработки земли с помощью научных достижений.
Тагор отметил, что крестьяне, прибывшие издалека, держатся свободно и без смущения. Он сравнивал их с индийскими крестьянами, которые боялись высказывать своё мнение, даже когда он о нём их спрашивал.
Не со всем, что видел, был согласен индийский мыслитель. Но перемена, произошедшая с российскими крестьянами за короткий промежуток времени восхищает его.
Просвещение изменило духовный облик всего населения. Немые заговорили, сдернуто покрывало, открывшее души тех, кто веками не видел света, бессильные вновь обрели душевные силы, презренные поднялись со дна общества, получив право на равное со всеми общественное положение. Столько людей и такие молниеносные перемены, что трудно себе представить. Радуется душа, видя, как благодаря образованию становится полноводной веками сохнувшая река. Повсюду кипит жизнь.
Рабиндранат Тагор пишет, что люди в Советской России заняты тремя основными делами (напомню, на дворе 1930 год): образованием, сельским хозяйством и техникой. Эти направления дают людям все возможности достойно жить, трудиться и развиваться духовно.
После своего короткого посещения СССР (первого и единственного) Тагор отправился в США, где его назвали одним из горячих пропагандистов России (СССР).
Во время своей болезни в 1941 году Тагор (ему было уже 80 лет) с нетерпением ждал новостей с фронта о России. Каждое утро он надеялся услышать хорошие новости.
За полчаса до операции Тагор спросил индийского учёного Рани Махаланобиса, — Скажи, что слышно о России?
И, когда тот ответил, что дела на фронте поправляются, Тагор воскликнул:
— О, разве могло бы быть иначе? Так должно быть! Должно было наступить улучшение! Они могут добиться этого! Только они добьются этого!
Ещё по теме:
Ленинград в блокаде
За что сражались советские люди?
Счастливый мир на картинах художников соцреализма