Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Как я пришел к ТТ. Моделизм

Сегодня небольшие личные воспоминания по теме, как я стал собирать модели железных дорог в типоразмере ТТ.

Железную дорогу любил с детства, похоже чуть ли не с пеленок. Мой отец мечтал стать машинистом, в итоге сделал карьеру военного. Вероятна эта любовь каким-то чудесным образом перешла ко мне, только я ее существенно расширил, помимо железной дороги я интересуюсь также городским транспортом, а заодно занимаюсь и моделизмом. По иронии судьбы моя профессиональная деятельность также далека от транспорта.

Железной дорогой стал пользоваться рано, часто приезжал в гости и обратно из мест службы отца в Центральную Россию. По железной дороге меня и увезли на запад бывшей Империи к месту службы отца, по сути, еще младенцем, примерно в полгода от роду. Я еще себя не помнил, а мама рассказывала, что в эти годы я на вокзале тянулся к поездам рукою и радостно "угукал".

Фото с открытых источников сети "Интернет"
Фото с открытых источников сети "Интернет"

В возрасте пяти лет, когда я проживал в г. Свалява, мне купили с небольшой разницей два набора железной дороги. Первый отечественный "Уголек" с большими красными рельсами, локомотивом, несколькими вагонами и дополнениями. Локомотив питался от батарейки, а для приведения его в движения надо было замкнуть контакт-защелку сбоку тепловоза. Этим набором было удобно играть в солдатики. Второй набор был солиднее, немецкое Piko, типоразмер N. В состав набора входил синий тепловоз BR118, а также три товарных вагона, по памяти полувагон, крытый и цистерна. В качестве дополнений к набору был круг рельс и пульт управления, питавшийся от квадратной батарейки. Помимо собственно наборов железных дорог я еще делал поезда из пластилина, рисовал на бумаге и т.п.

Первый мой набор немецкой железной дороги, подаренный родителями на пятилетие, фото из открытых источников в сети "Интернет"
Первый мой набор немецкой железной дороги, подаренный родителями на пятилетие, фото из открытых источников в сети "Интернет"

По переезду в Мукачево и "Уголек" и немецкий наборы куда-то сгинули, помню в первое время тепловоз, но и он был у меня недолго. Я рисовал вагоны, трамваи и прочее на бумаге и играл. Ближе к отъезду мне купили совершенно игровой набор железной дороги, на балконе для своих солдатиков, ковбоев и прочих игрушечных человечков я построил целый город с этой железной дорогой. В "Детском мире" возле кассы был отдел железных дорог, смутно помню какие-то вагоны, рельсовый материал. Смотрел на них с интересом, но почему-то ни разу не попросил купить, хотя мне, конечно, купили бы...

Эта модель электровоза  ES499 в НО была в планах покупки, но эти планы были изменены покупкой модели в ТТ
Эта модель электровоза ES499 в НО была в планах покупки, но эти планы были изменены покупкой модели в ТТ

В 1987 году мы переехали в Чехословакию. Перед переездом часто ездили в областной центр Ужгород. Помню, как в тогда еще Союз по железной дороге гнали новые вагоны "аммендорф" серебристого цвета. Я фантазировал на их тему, а еще я сфантазировал целые малые города. Моя мечта реализовалась немного позднее.

Набор железной дороги прусских ж/д. мне был подарен родителями на 12-летие. НО
Набор железной дороги прусских ж/д. мне был подарен родителями на 12-летие. НО

В чешском городе Брунталь был замечательный торговый центр "Горал". На втором этаже которого был целый отдел железных дорог. Ох это был один из самых моих любимых магазинов в городе, наравне с торговыми сетями, где можно было купить жвачки или вкусное мороженое. На двенадцатилетие мне подарили набор железной дороги Piko из прусского паровоза и трех товарных вагонов. Набор был на НО, а вот рельсы я ошибочно купил на ТТ. Поставил паровоз, а он сходит с путей, разобрался. Начал понемногу покупать путевой материал на 16,5 мм. Дополнительно с рук приобрел стартовый набор из простенького тепловоза и двух вагонеток, позднее мне подарили стрелку. В магазине заприметил для себя модель чехословацкого электровоза ES499, а также набор из прицепного и моторного вагона дизель-поезда. Постепенно набирал деньги, сдавал водоросли в магазин, где продают аквариумных рыбок, мыл полы за 10 крон по субботам дома (так мама меня учила ценности денег), сдавал бутылки от пива и сока, но и просто их давали мне родители. Конечно часть средств уходила на разные вкусности. И вот в один из дней осени 1987 года я зашел в "Горал" и увидел в продаже модель электровоза BR242 зеленого цвета. Мне он понравился, я побежал домой. Стоил он 160 крон, собственных средств не хватало и я выпросил деньги у родителей, пришел в магазин и купил модель. И тут вновь второй раз я ошибаюсь, не обратил внимание на размеры электровоза, он оказался в ТТ. Надо сказать, что до этого в ТТ я приобрел два полувагона, просто так, мне они понравились, стоили недорого, 17 крон кажется каждый. В итоге у меня было немного рельс, два вагона, стрелка и вновь купленный локомотив. Мне электровоз так понравился, что я решил завязать с НО и перейти на ТТ. С этого дня началась моя история, как коллекционера и моделиста в масштабе 1:120. Еще одним доводом на тот момент был лучший ассортимент путевого хозяйства в типоразмере ТТ в магазине "Горал". Со стрелками в НО были проблемы.

Это были последние модели, которые я приобрел в НО
Это были последние модели, которые я приобрел в НО

Конечно, я тогда еще играл один или с друзьями в железную дорогу, играл не аккуратно, так что первые мои модели дошли до настоящего времени или в виде лома или в не совсем приглядном виде. Но эти первые модели дали старт моему хобби.

В 1990 году в Словакии я ничего не подкупал, напротив, тогда случайно были сильно повреждены несколько моделей. Я жил в таком населенном пункте, где купить модели железных дорог было невозможно.

Коллекция локомотивов европейских железных дорог по состоянию на весну 2017 года, фото автора
Коллекция локомотивов европейских железных дорог по состоянию на весну 2017 года, фото автора

1991 год я встретил уже в России, постепенно познакомился с местными ребятами, жил в нашем доме один парень, который в то время увлекался моделями железных дорог, он собирал НО, но увидев у меня ТТ, решил перейти на 120 масштаб. У него была идея построить макет. Этой идеей заразился и я, начав строить свой первый макет, который претерпел немало изменений, но жив до сих пор, ему этим летом исполнится 29 лет. Еще одна ирония судьбы для меня железнодорожный моделизм остался хобби, очевидно, на всю жизнь, а тот парень довольно быстро с ним завязал и большая часть его скромной коллекции в ТТ досталась в итоге мне. С той поры в мою жизнь окончательно вошло такое занимательное хобби, как железнодорожный моделизм.

ДДН. Необозначенные фото с сайта "Паровозики.ру"

Вы можете ознакомиться с другими материалами канала:

МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ЖД МОДЕЛЯМИ

Немного ностальгии (впечатления от части детства, проведенных в Чехословакии)

Транспорт моего детства

-7