Найти тему

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОДБОРКА. СБОРНИК №8


ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОДБОРКА. СБОРНИК №8

В 2012 году издательство “Амфора” и кинокомпания “Дирекция Кино”  на волне очередного повышения интереса к творчеству В.С.Высоцкого после выхода годом ранее фильма “Высоцкий. Спасибо, что живой”, выпустили собрание сочинений великого автора из 11 книг. Книги продавались в виде подарочного  комплекта в специальной коробке, а также по отдельности. Их можно купить в книжных магазинах (в том числе в сети Internet) до сих пор.Сегодня мы начнём рассказывать о книгах этого комплекта. Всего будет 3 части. Выношу на ваш суд первую.

Творчество Владимира Высоцкого стало знаменательным для целых поколений людей, росших в СССР, да и в современной России тоже. Народный любимец, поэт и певец, актёр театра и кино, прозаик и драматург – талант Высоцкого не знал предела и жанровых рамок. До сих пор его творчество пользуется огромной популярностью. Книги этого собрания сочинений станут удивительным подарком для всех, кто считает себя настоящим поклонником Высоцкого. Уникальность этого собрания в том, что тексты стихотворений впервые печатаются не по расшифровкам фонограмм, где то или иное слово звучит не всегда понятно, а по ранее не известным широкой публике рукописям Высоцкого. Все стихотворения сопровождает обширный комментарий.

Собрание сочинений разделено по темам, которым посвящены песни Владимира Семёновича. В каждом томе  на 128 страницах публикуется помимо самих текстов песен, более ста редких фотографий из частных коллекций и Музея Высоцкого. В работе над проектом принимали участие сын поэта, Никита Высоцкий, сотрудники Литературного музея, известные коллекционеры и фотографы. К каждому тому прилагается диск с песнями.

Высоцкий Владимир – “Книга 1. Выйти живым из боя…”  Амфора, 2012

-2

В первый том включены стихи В. Высоцкого, посвященные поколению фронтовиков и героям нового времени. В первом разделе “Военное” помещены песни о войнах. В основном о Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. Сам Высоцкий был совсем маленьким ребёнком, когда она началась. И жизнь в эвакуации, и послевоенное детство, и отец-фронтовик, а в последствии и роли военных в кино и театре, конечно, сильно отразились в нём. Отразились так, что на концертах ему приходили записки такого содержания : “Скажите, а вы не тот Высоцкий с которым мы под Курском воевали в одном взводе?”. До такой степени было высоко искусство его песен о войне!Писал, как будто сам там был! Такие песни как “Братские могилы”, “Он не вернулся из боя”, “Сыновья уходят в бой” любимы всеми поколениями почитателей творчества Высоцкого.

Во втором разделе “Песни о сильных людях” помещены песни о людях, деятельностью которых можно и нужно восхищаться – об альпинистах и моряках. Среди знакомых Высоцкого было много и тех, и других. “Скалолазка” и “Прощание с горами”, “Спасите наши души!” и “Мои капитаны” – одни из сильнейших песен данного цикла.  Непонятные термины разъясняются, история создания той или иной песни иногда поражает, а иногда восхищает.

Вцепились они в высоту, как в своё.
Огонь миномётный, шквальный…
А мы всё лезли толпой на неё,
Как на буфет вокзальный.
И крики «ура» застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту —
Семь раз мы её оставляли.
И снова в атаку не хочется всем,
Земля — как горелая каша…
В восьмой раз возьмём мы её насовсем —
Своё возьмём, кровное, наше!
А можно её стороной обойти?
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно — все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
Вцепились они в высоту, как в своё.
Огонь миномётный, шквальный…
А мы всё лезли толпой на неё,
Как на буфет вокзальный.

Высоцкий Владимир – “Книга 2. Я был душой дурного общества…” Амфора, 2012

-3

В данную книгу включены стихотворения Владимира Высоцкого в жанре городского романса и шансона. Того шансона, каким он должен быть, а не уродливо-поганого нынешнего российского розлива.

В книге опять же 2 раздела – “Песни кромешного мира” и “Страдания”. Владимир Семёнович исполнял множество подобных , как принято их называть – “блатных” песен. Особенно в самом начале своей исполнительской карьеры. Сначала исполнял традиционные “блатные” вещи -дворовые, дореволюционные, времён НЭПа, авторства знаменитых заключённых , таких как Юз Алешковский. А затем стал сочинять свои стилизации под них. И опять же попадал “в струю и в жилу”! Спустя годы где-нибудь в Сибири ему могли рассказывать, что его “блатную” песню сочинили воры из, например, Читинского острога в начале 20 века. Выдающееся погружение в тему! Песни этого цикла, как правило, не несут в себе воспевания воровского мира, чем, кстати, грешит современный российский “шансон”. В произведениях показывается вся грязь криминала, а зачастую и неотвратимость наказания. Песни эти любимы в разных социальных слоях. И среди реальных криминальных элементов, и среди профессоров и докторов наук. А, учитывая, сколько сидело людей, несправедливо осуждённых Ежовым и его прихвостнями, любовь эта не удивительна. “Татуировка”, “Зэка Васильев и Петров зэка”,”За хлеб и воду”,”Банька по-белому”, “Банька по-чёрному”, “Красное, зелёное” – одни из лучших вещей на эту тему.

У тебя глаза - как нож: Если прямо ты взглянешь - Я забываю, кто я есть и где мой дом; А если косо ты взглянешь - Как по сердцу полоснешь Ты холодным, острым серым тесаком. Я здоров - к чему скрывать, - Я пятаки могу ломать, А недавно головой быка убил, - Но с тобой жизнь коротать - Не подковы разгибать, А прибить тебя - морально нету сил. Вспомни, было ль, хоть разок, Чтоб я из дому убег, - Ну когда же надоест тебе гулять! С грабежу я прихожу - Язык за спину завожу И бегу тебя по городу шукать. Я все ноги исходил - Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была, - Но налетел на самосвал - К Склифосовскому попал, - Навестить меня ты даже не пришла. И хирург - седой старик - Он весь обмяк и как-то сник: Он шесть суток мою рану зашивал! А когда кончился наркоз, Стало больно мне до слез: Для кого ж своей я жизнью рисковал! Ты не радуйся, змея, - Скоро выпишут меня - Отомщу тебе тогда без всяких схем: Я тебе точно говорю, Востру бритву навострю - И обрею тебя наголо совсем! Высоцкий Владимир - "Книга 3. Летела жизнь в плохом автомобиле…" Амфора,2012
-4

В этот том вошли тексты песен Владимира Высоцкого, представляющих в трагикомическом свете образ жизни, мысли и чувства советского человека.

Жизнь советского человека была очень специфической. Современному поколению многое будет непонятно. Например, почему в огромной Москве в 1970-х было всего 3 автомобиля Mercedes-Benz – у Брежнева, в посольстве ФРГ и у Высоцкого? Или что за чудо такое магазин “Берёзка”? Разобраться в этом поможет, в том числе и эта книга.

В томе 3 раздела: “HOMO SOVIETICUS”,”Милицейский протокол” и “Говорит и показывает”.

В первом разделе можно почерпнуть информацию, как распространялись слухи в СССР, как колхозник возил на выставку народного хозяйства племенного быка, как один гражданин ненавидел автомобили, пока не приобрёл свой и многие другие истории.

Во втором разделе повествуется о похождениях любителей зелёного змия. А в третьем – о жертвах телевидения.

Многие из этих песен, как явствует из его ответов на записки во время концерта, Высоцкий писал с натуры – с обычных советских людей. А песни о телевидении – просто посмотрев целый день  телевизор. Многие песни этих циклов также входят в золотой фонд композиций Владимира Семёновича, например, “Товарищи учёные!”,”Милицейский протокол”, “Бал-маскарад ” или шедевральная “Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное – невероятное” из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи”.

У вина достоинства, говорят, целебные,
Я решил попробовать — бутылку взял, открыл…
Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!
Ну, если я чего решил — я выпью-то обязательно,
Но к этим шуткам отношусь очень отрицательно!
А оно — зелёное, пахучее, противное —
Прыгало по комнате, ходило ходуном,
А потом послышалось пенье заунывное —
И виденье оказалось грубым мужиком!
Ну, если я чего решил — я выпью-то обязательно,
Но к этим шуткам отношусь очень отрицательно!
Ведь если б было у меня времени хотя бы час —
Я бы дворников позвал бы с мётлами, а тут
Вспомнил детский детектив — «Старика Хоттабыча» —
И спросил: «Товарищ ибн, как тебя зовут?»
Ведь если я чего решил — я выпью-то обязательно,
Но к этим шуткам отношусь очень отрицательно!
«Так что хитрость, — говорю, — брось свою иудину,
Значит, прямо отвечай: кто тебя послал
И кто загнал тебя сюда, в винную посудину,
От кого скрывался ты и чего скрывал?»
Тут мужик поклоны бьёт, отвечает вежливо:
«Я не вор и не шпион, я, вообще-то, дух,
И за свободу за мою — захотите ежли вы —
Изобью для вас любого, можно даже двух!»
Тут я понял: это — джинн, он ведь может многое,
Он же может мне сказать: «Враз озолочу!»
«Ваше предложение, — говорю, — убогое.
Морды будем после бить — я вина хочу!
Ну а после — чудеса мне по такому случаю:
Я до небес дворец хочу — ты на то и бес!..»
А он мне: «Мы таким делам вовсе не обучены,
И кроме мордобитиев — никаких чудес!» —
«Врёшь!» — кричу. «Шалишь!» — кричу. Но и дух — в амбицию,
Стукнул раз — специалист, видно по нему!
Ну я, конечно, побежал, я позвонил в милицию.
«Убивают, — говорю, — прямо на дому!»
Вот они подъехали — показали аспиду!
Супротив милиции он ничего не смог:
Вывели болезного, руки ему — за спину,
И с размаху бросили в «чёрный воронок».
…Что с ним стало? Может быть, он в тюряге мается.
Но чем в бутылке, лучше уж в Бутырке посидеть!
Ну а может, он теперь боксом занимается?
Если будет выступать, я пойду смотреть!

Высоцкий Владимир – “Книга 4. Больно мне за наш СССР…”  Амфора, 2012

-5

В этот том включены сатирические и юмористические стихотворения и песни Владимира Высоцкого. В книге два раздела – “Сатирическая политинформация” и “Случаи”.

В первой половине 1960-х годов, благодаря недальновидной политике тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва, обострились взаимоотношения СССР с Китаем. Половина первого раздела  посвящена своеобразной политинформации на эту тему, поданной в юмористическом ключе. Вторую половину раздела составляют стихотворения о других актуальных политических ситуациях того времени.

Второй раздел во многом продолжает тематику предыдущего тома. Случаи из жизни советских граждан и не только, такие как поездка за товарами из деревни в город, приезд в СССР Шона Коннери, рассказы о том как иструктировали советских граждан перед поездкой за рубеж и о том, что просходит на таможне перед вылетом туда и так далее.

Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу —
И то, что слышу, и то, что вижу,
Пишу в блокнотик впечатлениям вдогонку:
Когда состарюсь — издам книжонку
Про то, что, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны — как в бане пассатижи.
Все эмигранты тут второго поколенья —
От них сплошные недоразуменья:
Они всё путают — и имя, и названья, —
И ты бы, Ваня, у них был — «Ванья».
А в общем, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны — как в русской бане лыжи!
Я сам завёл с француженкою шашни,
Мои друзья теперь — и Пьер, и Жан.
И вот плевал я уже, Ваня, с Эйфелевой башни
На головы беспечных парижан!
Проникновенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке:
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке!

Следующие четыре тома – на следующей неделе! Не пропустите!

Подборка подготовлена Евгением Бунтовым.

Фото – обложки книг