Найти в Дзене

Все секреты (Малевича) по карманам

Вызывающая прогулка-акция Казимира Малевича и Алексея Моргунова 1 марта 1914 году не имела шансов остаться незамеченной. И это был продуманный ход! Ведь местом они выбрали Кузнецкий мост, рассчитали время и день (нужно как можно больше публики), предварительно позвонили в редакции нескольких газет (ведь необходимо, чтобы событие осветили!). Замысел прошел успешно: их фотография была опубликована на следующий день в газете «Раннее утро». В чем же заключалась их акция? Они надели пальто, а в петлицы вставили красные деревянные ложки. Сейчас это назвали бы перфомансом, ведь в данном действии было заложено сразу несколько идей. Во-первых, это был протест против зеленых гвоздик, которые носили эстеты в подражание О. Уайльду (ведь эстетизму и футуризму совсем в разные стороны). Во-вторых, важен аспект символики. С чем у вас ассоциируется красная деревянная ложка? Да-да, одна из первых ассоциаций – это элемент крестьянского быта. Почему это важно? Потому как еще в 1910 году состоялась выста

Газета "Раннее утро", 2 марта 1914 г.
Газета "Раннее утро", 2 марта 1914 г.

Вызывающая прогулка-акция Казимира Малевича и Алексея Моргунова 1 марта 1914 году не имела шансов остаться незамеченной. И это был продуманный ход! Ведь местом они выбрали Кузнецкий мост, рассчитали время и день (нужно как можно больше публики), предварительно позвонили в редакции нескольких газет (ведь необходимо, чтобы событие осветили!). Замысел прошел успешно: их фотография была опубликована на следующий день в газете «Раннее утро».

В чем же заключалась их акция? Они надели пальто, а в петлицы вставили красные деревянные ложки. Сейчас это назвали бы перфомансом, ведь в данном действии было заложено сразу несколько идей. Во-первых, это был протест против зеленых гвоздик, которые носили эстеты в подражание О. Уайльду (ведь эстетизму и футуризму совсем в разные стороны). Во-вторых, важен аспект символики. С чем у вас ассоциируется красная деревянная ложка? Да-да, одна из первых ассоциаций – это элемент крестьянского быта. Почему это важно?

Потому как еще в 1910 году состоялась выставка «Бубновый валет» (по которой позже было дано название группе), объединившая идеей многих русских мастеров, которые искали «новое слово» в живописи – а именно, тяготели к примитивизму, народному творчеству, фольклору. В том числе, участником выставки был К. Малевич и Алексей Моргунов.

Малевич еще не раз использовал ложку – надевал ее для фотографии и использовал ее как элемент для некоторых своих картин.

P.S. Надо сказать, что фотография в газете была черно-белой, а факт того, что ложка была именно красной, подтверждается словами многих современников того события.

На даче под Москвой, около 1915 г., Слева направо: Наталья Кацман, Мария и Евгений Рафаловичи, Иван Клюн, Владимир Татлин (сидит с трубкой), Казимир Малевич и Софья Рафалович
На даче под Москвой, около 1915 г., Слева направо: Наталья Кацман, Мария и Евгений Рафаловичи, Иван Клюн, Владимир Татлин (сидит с трубкой), Казимир Малевич и Софья Рафалович