Продолжим тематику начатую в предыдущей статье.
В связи с известными событиями в новостях появились сообщения о том, что США запретили поставки микроэлектроники для российских спутников и военной техники.
Такое развитие событий может негативно повлиять на состояние российской аэрокосмической и оборонной промышленности, ведь ежегодный импорт электроники для космической промышленности составляет два миллиарда долларов, и это чипы, критически важные для работоспособности спутников. Российская микроэлектроника для космоса: кто и что производит.
ХАБР https://habr.com/ru/post/217427/ и далее цитаты от туда же
И так 2015 год
Главная проблема использования импортных комплектующих в аэрокосмической и военной промышленности – то, что эти комплектующие обычно не предназначены для работы в таких условиях (то есть являются обычным ширпотребом, изначально предназначенным для утюгов и холодильников). Эта ситуация сложилась в девяностые годы, когда ничего другого просто не было, а то, что было, стоило больше, чем разработчики космической аппаратуры могли себе позволить. Именно поэтому сроки активного функционирования российских спутников до сих пор очень серьезно отстают от американских или европейских. Например, прекрасный американский бортовой компьютер RAD750 (стоящий на марсоходе Curiosity) в Россию не продавали никогда, а своих его аналогов в России не было до последнего времени. Так что проблема с импортом возникла не вчера, и решать ее начали довольно давно. В 2007-м году была принята федеральная целевая программа «развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2011 годы. Дальше финальный год программы стал 2015-м, и уже скоро мы с вами должны увидеть ее результаты, которыми в том числе является замещение импортных комплектующих в космической и оборонной промышленности российскими разработками.
Ну что ж ,их результатов не видно.Еще из тех времен-актуальные задачи минпромторга:
Разработка и производство необходимой номенклатуры отечественной электронной компонентой базы как для ВВиСТ, так и для продукции гражданского назначения. 29 сентября 2015 года Президент Российской Федерации провёл совещание по вопросу развития российского рынка микроэлектроники, на котором рассмотрены вопросы формирования государственного спроса на изделия отечественных производителей, перехода отечественных микроэлектронных фабрик на топологический уровень 45 нм и ниже, а также возможности формирования субсидиарных мер поддержки из федерального бюджета на развитие отечественной микроэлектроники. Сформирован план гарантированных закупок федеральными органами исполнительной власти изделий микроэлектронной промышленности на среднесрочную перспективу.
Ладно, насчет гарантированности закупок , в последующих статьях.
Собственно обзор разработчиков и производителей микросхем для космической промышленности (и частично военной, так как они достаточно сильно взаимосвязаны) стоит начать с производств, потому что их в России существенно меньше, чем разработчиков, и именно в этой области отставание от заграницы катастрофическое. Я не буду подробно останавливаться на фабриках с проектными нормами более полумикрона, потому что они безнадежно устарели, и какие-то новые разработки на них ведутся разве что от безысходности. Тем не менее, на них делается очень много всего, в первую очередь – микросхемы малой степени интеграции, силовая электроника, СВЧ и т.д. А вот заводов с более-менее современными проектными нормами всего четыре.
Это пишет человек непосредственно участвующий в процессе.
Завод «Микрон» Зеленоград,ОАО
«РОСНАНО» — 20,42 %
Хорошо , что не 80% , и здесь отметился известный человек которого я поминал в первой статье.В остальных предприятиях наверно то же, но не проверял.
Важная вещь, которую стоит отметить – это цитата с микроновского сайта: «Поставщиками оборудования и материалов, партнерами по созданию инфраструктуры выступили более 50 компаний из 12 стран мира». Это то, что частенько упускают, говоря о преодолении запрета импорта на отечественном производстве – огромное количество запчастей и расходных материалов тоже импортируется, и запрет на их импорт может быть эффективнее запрета импорта готовых микросхем. Надеюсь, что этого не случится в ближайшее время, и что найдутся деньги и ресурсы на то, чтобы организовать производство расходников в России.
Это к предыдущей моей статье -почему у нас нет производства расходников.
«Ангстрем» Там же, и с теми же проблемами.
1) 1,2 мкм кремний на сапфире (КНС) – технологии тысячи лет, но она до сих пор востребована (видимо, консервативными военными заказчиками для микросхем с высокой радиационной стойкостью, для которых надежность и проверенность решений важнее их своевременности).
2) 0,6 мкм, объемный кремний, кремний на сапфире, кремний на изоляторе, возможность изготовления EEPROM, BiCMOS, IGBT. Видимо, хороший процесс для силовой электроники.
3) «Создаваемые» технологии с проектными нормами 350-250 нм.
4) «Создаваемые» технологии с проектными нормами 130, 110 и 90 нм.
История «создания» технологий на «Ангстреме» долгая, трудная и пока не разрешившаяся. Процесс и оборудование 130 нм были куплены у AMD, 90 нм – у IBM. Каждый год уже лет пять говорят, что вот-вот все будет, но пока что никак.
По поводу радиационной стойкости на сайте «Ангстрема», кстати, написан отборнейший бред на тему того, что их кремний на сапфире – единственный подходящий техпроцесс в России и что практика показала невозможность изготовления радиационностойких схем на технологиях меньше 250 нм. Посмотрим, что будет, когда они запустят 130 и 90 нм :-) Физику вряд ли выучат, а вот наличие практики производства может положительно сказаться на понимании того, что в штатах чипы для космоса уже проектируют на 45 нм, а в России – на 65 (правда зарубежном).
НИИ системных исследований РАН, Москва
И белорусский Интеграл в Минске.
Да, радиационностойкой электронике для космоса не всегда требуются такие же проектные нормы, как обычной, и отставание в несколько поколений не очень страшно (марсоход Curiousity на 250 нм прекрасно работает), но все же новые радстойкие процессоры BAE systems разрабатываются по технологии 45 нм, а у нас пока что до промышленного освоения 90 нм дело не дошло. С другой стороны, еще пять лет назад практически ничего этого не было, а сегодня у российских заводов есть вполне реальные возможности обеспечить космонавтику микроэлектроникой собственного производства.
Тут возникает вопрос , достаточна ли радиационная стойкость продукции этих заводов, доходит ли она до уровня Space и Military ? По косвенным признакам убеждаюсь что нет, не доходит.Иначе почему у них спутники летают по 20 лет на высоких орбитах а у нас не летали и сейчас не летают так долго.В конце концов не так критично что наш аппарат без забугорной электроники больше весит , но то что меньше служит это критично!
Почитал форум, и понял что статья далековато от народа, который это все разрабатывает.Но нужды разработчиков мне то же отчасти понятны-я сам рулил маленькой разработкой , и набил достаточное количество шишек.Но все же , пройдемся для начала по верхам.у каждой проблемы несколько уровней. А у рассматриваемой , уровней особенно много. Беда еще в том , что желательно с одной стороны максимально упростить понимание, а с другой не упустить смысл.
продолжение в третьей статье серии
Подписывайтесь на канал.