У многих индоевропейский народов (к которым относятся и славяне) присутствует почитание волка как символа человека-воина, а волчьей стаи - как символа дружины, с последующими праздниками, сказаниями, заговорами и обрядами. О культуре волка больше всего известно у германцев (Вервольф), но и среди славян ритуал переодевания в волчью шкуру имел место быть.
Многие герои былин и сказок имели способность превращаться в волка. Например, богатырь Вольга Святославич, Змей Огненный Волк и т.д. Из этого можно сделать вывод, что когда-то существовал некий герой-волк, да и в принципе образ волка был неким тотемизмом у народа.
Для начала я предлагаю разобраться в самом значении и понимании такого "заморского" слова, как "Волколак".
Волколак (Волкодлак) - одна из разновидностей териантропического волкоподобного существа. (Териантропия - мифологическая способность человека превращаться в других животных, с помощью смены обличия). В славянской мифологии это наполовину человек, наполовину волк. То есть, человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка.
Первая часть названия происходит от слова "волк" и изменялась соответственно ему в конкретных языках.
Согласно классической гипотезе, вторая часть "длак" обозначает "волосы", "шкура", "шерсть".
Разумеется, мы прочтем и Википедию:
"Волколак (Волкодлак) - в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращенный в волка".
Значит, здесь все просто, и Волколак - это оборотень? Нет.
Таких оборотней, к образу которых мы привыкли благодаря широко распространенным фильмам и играм, в русском фольклоре нет.
Образ
К моему великому сожалению, образ Волколака не описан полностью, присутствуют лишь некоторые детали, по крупицам из которых можно собрать хоть какое-то представление.
Человеческий облик может быть абсолютно разным, но также могут быть и общие признаки: сросшиеся брови, бледное лицо, волосы, которые напоминают шерсть. Кстати, по преданиям южных славян, от рождения у младенца может наблюдаться "волчья шерсть" на голове, что и является главным отличием.
В форме волка, существо выглядит как обычное животное, но крупнее, сильнее, ловчее, быстрее (может преодолевать огромные расстояния). Помимо этого, существует ряд отличий. Например, у Волколака задние ноги в коленях сгибались вперед, как у человека, а не назад, как у обычного волка. Существо откидывает человеческую тень, да и глаза у него тоже человеческие. Однако, другие источники утверждают, что глаза красные и налитые кровью. Раны, нанесенные на теле зверя, обязательно отразятся на человеческом облике.
Если чудовище посмотрится в зеркало, то увидит там не волчью морду, а свой человеческий облик.
Самое главное, на мой взгляд, это то, что после обращения, Волколак сохраняет свою память, личные качества, знания и человеческую речь, но при этом не теряет или даже приобретает звериное начало.
На ум сразу приходит сказочный герой Серый Волк. Если поверхностно разобрать русскую народную сказку "Иван-царевич и Жар-птица", то мы видим, что волк разорвал на части коня Ивана (звериная натура), а потом проявил сострадание и помогал царевичу в дальнейшем, разговаривая на понятном языке (человеческая натура).
Как становятся Волколаками?
В источниках я нашла несколько "способов" становления:
1)Урожденные.
Выше я говорила, что младенца может выдавать "волчья шерсть" на голове. Это может быть либо союз "зверя" и человека, либо дети зачатые или родившиеся в "особые дни". По сути, такие люди не могут противиться своей природе, которая рано или поздно проявляется. Немного похоже на оборотня из современных, да и исторических представлений.
2)Собственное желание
Колдун, ведьма, либо ведун (а иногда даже и простой человек) могут обратиться Волколаком по собственному желанию.
Способов много и они очень разные. Накидывание волчьей шкуры и нашептывание определенных слов. Кувыркание через ножи:
"...чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. Когда захочешь снова стать человеком - перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже потом волколак не сможет обернуться человеком!"
"Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувырнулся между ними через голову. Не успел Грицко и рта раскрыть, как из-за могилы показался большущий волк. Испугался Грицко, бросился за могилу, где скрылся его брат, но вместо брата нашел только два ножа, воткнутые в землю. Выдернул он ножи и бегом пустился домой, потому что за ним бежал волк, жалобно воя.Люди часто стали встречать около села странного волка — тощего, со слезящимися глазами. Раз ночью страшный лай собак разбудил Грицка. Вышел он из хаты, видит — сидит в углу хлева волк, а на него собаки бросаются. Вслед за сыном вышел и отец, который быстро сообразил, что это за волк. Подошел к нему, схватил за шиворот и сильно встряхнул. Шкура на волке треснула, и из нее вылез его старший сын." Украинская быличка.
«Надо в лесу найти срубленный гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него — станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувырнуться обратно; если же кто унесет нож, то останешься навек волком».
3)Поневоле
Считалось, что колдуны и ведьмы могли превратить человека в зверя, для своей выгоды, либо в качестве наказания.
Часто подобное происходило на свадьбах с молодоженами и гостями, когда те, в свою очередь, не почтили местного колдуна.
"А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут. "
Колдун мог также набросить волчью шкуру на человека, при этом нашептывать заговор. Либо класть под порог избы пояс из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка. А вернуться в первоначальный, человеческий облик можно лишь когда пояс протрется и лопнет, либо когда сам колдун отпустит.
Отношение к данным существам было разнообразное. С одной стороны, это нечисть, пугающая и мешающая нормальной жизни. С другой стороны, помощники человека (сказка о Иване-царевиче и Жар-птице).
При сборе информации на тему этой статьи, у меня возник один вопрос.
Волколаки могут предстать только в образе волка или же любого животного?
Получается, что известных сказочных героев, таких как: Финист-Ясный Сокол, Царевна-Лебедь, Царевна-Лягушка, мужья сестер Ивана-царевича из сказки Марья Моревна (Сокол, Орел и Ворон), Вольга Святославович (богатырь из былин), да и простой люд, который мог превращаться в сорок, свиней, кобыл и т.д. (существует множество быличек) тоже можно отнести к этой "категории" или нет?
Читайте также:
Страшный конец известных сказок
Низшая мифология. Лихо одноглазое
Страшный конец русских-народных сказок
Я познакомилась с человеком, который считает, что земля плоская
Мифология сотворения мира
Мифология древних славян: Высшая. Темные Боги
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного :)