Подразделение Русской императорской армии, о котором пойдёт речь, изображено на картине художника-баталиста В.В. Мазуровского
«Атака «Дикой дивизии» на австрийскую пехоту». Это полотно, написанное предположительно в 1916-17 годах, поступило в ленинградский Артиллерийский Исторический Музей в 1940-м. На нём изображена лава всадников в высоких папахах, в жёлто-малиновых полосатых халатах, с кривыми саблями, атакующая разбегающихся в панике австрийцев.
К художественной стороне этого образца батальной живописи нареканий нет, чего нельзя сказать о названии. Дело в том, что оно неверно.
Да, действительно, против австро-германских войск на Юго-Западном фронте в составе 2-го и 7-го кавалерийских корпусов действовала Туземная кавказская кавалерийская дивизия, получившая прозвище Дикой. Было дело – громила она и австрийскую пехоту. Вот только состоявшая из уроженцев Кавказа и Закавказья эта горская кавалерия была вооружена в основном шашками, а не саблями с клинком сильной кривизны. Да и одеты кавказские всадники были в черкески, бешметы или гимнастёрки; полосатых халатов никто из них не носил.
Кто ж в таком случае изображён на картине В.В. Мазуровского?
Правильный ответ – Туркменский (Текинский) конный полк, входивший в состав 1-го Туркестанского армейского корпуса Русской императорской армии. И, рассматривая полотно с этой точки зрения, всё сразу встаёт на свои места.
Надо заметить, что история этого полка началась с 24 февраля 1885 года, когда в Туркестане была учреждена Туркменская конная милиция, сформированная из числа местных жителей. И своё боевое крещение ей пришлось пройти уже через месяц.
Битву при Кушке, произошедшую 18 марта 1885 года, назовут Ташкепринским сражением. Предшествовало ему то, что руководители английского отдела по определению границ между Россией и Афганистаном спровоцировали выдвижение афганских войск к Пендинскому оазису. Мирно урегулировать вопрос не удалось, и тогда к границе подошёл русский отряд под командованием генерала
А.В. Комарова.
Пока русская пехота занимала мост, подполковник М. Алиханов-Аварский во главе кавалерии, куда входили две сотни туркменской конной милиции, переправился через реку Кушка и атаковал неприятельские войска. Соотношение сил было 1:4 в пользу афганцев, а потому наступающие оказались в тяжёлом положении. После того, как
в сабельном бою погиб предводитель милиционного отряда, ряды джигитов смешались. Но Алиханов, бросившись к ним, закричал по-туркменски: «Или победите, или умрите!» – и воины, ободрившись, кинулись в сечу.
В результате атака царского отряда привела к тому, что афганцы потеряли 600 человек убитыми, 8 орудий и 2 знамени, после чего отступили
к Герату. Больше покой российской границы в Туркестане не нарушался.
Через 7 лет Туркменская конная милиция была преобразована
в Туркменский конно-иррегулярный дивизион, а в 1911 году –
в Туркменский конный дивизион.
Одной из особенностей национальной политики царской России было то, что представители народов Средней Азии и Кавказа не призывались
на обязательную воинскую службу. Попасть на неё можно было лишь добровольно. И когда в августе 1914 года Германия и Австро-Венгрия объявили России войну, на базе Туркменского конного дивизиона достаточно быстро был сформирован добровольческий полк. Причём создан он был исключительно на средства местного населения.
В телеграмме на имя Николая II туркестанский генерал-губернатор
Ф.В. Мартсон писал: «При формировании полка туркмены Мервского, Тедженского и Ашхабадского уездов поставили отличных туркменских лошадей, снарядили всадников на сумму 60 тысяч рублей, что дало возможность выступить вновь сформированной части в отличном виде, как в отношении обмундирования, так и конного состава». На что государь телеграфировал: «Сердечно благодарю туркмен».
В прифронтовой полосе азиатские всадники были заметны издалека. Полковник В.А. Арон вспоминал в своих мемуарах: «Форма нашего полка была очень красива. Малиновые шаровары, поверх пояса намотан шёлковый малиновый кушак, нож весь в серебре и золоте, на поясной портупее кривая сабля, тоже в серебряной и золотой насечке с цветными камнями. Этими же металлами отделаны нагрудники и налобники на аргамаках. На голове текинцы (одна из крупнейших племенных групп
в составе туркменского народа – прим. авт.) носили огромные папахи…
и вот представьте себе строй из нескольких сот таких рослых смуглых красавцев на поджарых, горячих аргамаках, сверкающих оружием, яркими кушаками».
Или вот ещё одно описание того же офицера: «Текинцы – высокого роста, сухи, красивы, имеют открытый взгляд, благородную осанку, отличаются исключительной честностью. В бою горячие и храбрые, прекрасные наездники. Лучшего материала для конницы и выдумать нельзя».
Появление туркменских всадников всюду вызывало фурор и всеобщее внимание. Корреспондент «Петроградского курьера» писал об этом воинстве так: «Они не держатся ровного строя, действуют как друзья,
как соратники, равноправные, равносильные, признающие только свои заповедные конные и сабельные приёмы, свою рубку, свой натиск, свою разведку. Не признают рыси – только галоп и карьер или мелкий шаг, ровный, в котором сидят как вкопанные в конские спины, ровно, стройно, красиво, заставляя всякого собою любоваться».
Туркмены по праву считались прирождёнными воинами. Они великолепно владели ножом, кинжалом и саблей. А их управление горячими ахалкетинскими скакунами вызывало восхищение даже у казаков. Да
и мужества и отваги азиатским всадникам было не занимать.
Туркменский конный полк громко заявил о себе в Польше, в бою у дер. Дуплице-Дуже (под городом Ловичем) 16 ноября 1914 года. Тогда ранним утром немецкая пехота двинулась в направлении русских позиций.
В тумане им удалось добраться незамеченными до Дуплиц. Но этот манёвр был замечен туркменами, и среднеазиатские кавалеристы бросились в атаку на значительно превосходящего по силам врага.
Их стремительный налёт для немцев оказался неожиданным. Туркмены
с гиканьем, с обнажёнными клинками, бросались в самую гущу ощетинившихся штыками колонн, перескакивали через людей, и яростно рубили неприятеля.
Германская пехота дрогнула и попыталась организованно отойти.
Но смятение, вселяемое в души солдат «жёлтыми дьяволами» в полосатых халатах было столь велико, что отступление обернулось паническим бегством, и поле оказалось усеянным трупами в серых мундирах.
Корреспондент московской газеты «Русское слово» В.И. Немирович-Данченко в своей статье внёс уточняющие штрихи в картину этого сражения: «Удары наших азиатских героев были и ужасны, и молниеносны. Встречаются мертвецы, раздвоенные от плеча до пояса. Налёт этих губительных всадников был такой, что от сдвигавшихся для своей защиты маленьких каре врагов не осталось никого. Ещё раз война показала нам, каким великолепным боевым материалом мы обладаем
за песками и пустынями Каспийского моря…»
Доблесть туркменских кавалеристов в боевых действиях на германском фронте не осталась незамеченной командованием армии: за два с половиной месяца участия в войне 67 всадников были награждены Георгиевскими крестами, свыше 70 человек – орденами Святого Станислава и Святой Анны разных степеней, а также медалями.
31 марта 1916 года Николай II повелел туркменскому кавалерийскому подразделению «именоваться впредь Текинским конным полком», поскольку он состоял, в основном, из текинцев, живших в оазисах Ахала
и Мерва.
Слава о ещё одном ратном подвиге среднеазиатских всадников широко разнеслась среди соединений Русской императорской армии.
28 мая 1916 года произошло крупное Доброноуцкое сражение (провинция Галиция, Австро-Венгрия), когда 9-я армия Юго-Западного фронта наголову разбила большие силы противника. Немалую роль в этом сыграла туркменская конница, под огнём пулемётов и винтовок бесстрашно ринувшаяся на линию вражеских окопов.
Корреспондент питерской газеты «Вечернее время» красочно живописал этот бой: «Три линии окопов… Тысячи пехоты… Пулемётный огонь… На всю эту силу обрушился полк степных всадников. Обрушился, клином врезался в неприятельские позиции, прошёл, сея смерть, три линии окопов, разделился надвое, прошёл по флангам, и ничто не могло удержать этого бешеного вихря, этой лавины, стремительно несущей смерть и смятение… В дело пошла пехота… И вдруг враг дрогнул. Сначала десятки, потом сотни и тысячи людей ринулись в беспорядочное бегство».
Архивные материалы свидетельствуют: полк в 600 сабель в тот день уничтожил 2000 и взял в плен более 3000 австрийцев, захватил большое количество артиллерийских орудий, пулемётов, винтовок, боеприпасов, лошадей и т.д.
Это событие впоследствии и легло в основу сюжета картины художника В.В. Мазуровского, ошибшегося в названии прославившегося кавалерийского подразделения.
1917 год обещал стать победным для русской армии. Но в это время российской государственности был нанесён смертельный удар, и не внешними врагами, но – внутренними. Сначала заговор оппозиционных сил привёл к отречению от престола царя, а потом Временное правительство повело необдуманную внутреннюю политику, приведшую
к разложению армии. Так что к лету 1917-го русский фронт практически развалился. Однако на фоне всеобщего хаоса и разлада Текинский полк оставался частью, которой можно было отдать любое распоряжение
с уверенностью, что оно будет выполнено.
Впоследствии было всеобщее отступление и хаос Гражданской войны,
в которую водоворот событий втянул и туркменских воинов. Одни из них перешли в стан «красных», другие примкнули к Белому движению, и многие полегли в этой братоубийственной бойне в разных уголках бескрайней России. Всего же до своей родины – Туркмении – из бойцов Текинского полка в конечном итоге добралось не более 150 человек.
Новая Советская власть предпочла забыть о подвигах воинов Русской императорской армии в Первой мировой войне, отнеся её к разряду ненужных и бессмысленных. Но народной памяти казённые циркуляры – не указ. Поэтому по прошествии столетия далёкие потомки солдат и офицеров по-прежнему помнят о славном боевом пути своих предков.
И пусть они были представителями разных народов и имели не сходные обычаи, традиции и вероисповедания. В те далёкие грозные годы они стали сынами одного Отечества, на защиту которого встали всем миром, без учёта сословий, религий и национальной принадлежности. И в книге истории остались нетленные страницы, запечатлевшие то, как туркменские воины в кровопролитных боях у западных границ империи явили образцы мужества и отваги, преумножив тем самым славу русского оружия.
Вас могут заинтересовать статьи: