Посмотрите, с каким вдохновением выводит свои первые каракули малыш, какую бурю восторга несет в себе первый нарисованный огуречик-человечек.
Благодаря рисованию ребенок впервые переживает радость творчества, развиваются творческие способности, воображение, беглость и гибкость мышления, наглядно-образное мышление (которое, кстати, практически не развивают в школе, уделяя основное внимание развитию словесно-логического мышления), развивается мелкая моторика.
Взаимосвязь развития движений руки и тела для общего психологического развития ребенка была открыта около 100 лет назад - говорит психолог Юлия Лабастова. - Оказывается, в коре головного мозга человека участки, отвечающие за движения руки, находятся очень близко от речевых центров. Если рука активна, то есть лепит, рисует, конструирует, завязывает шнурки и застегивает пуговицы, то эта активность распространяется и на соседние участки – так развивается речь и мышление!
Что рисовать?
Вместе с малышом от года до трех лет подойдет рисование ладошкой, пальцами. Кстати, для этих целей продаются специальные краски для рисования пальчиками, которые безопасны для детской кожи. Налейте немного краски в пластмассовую ванночку и в первый раз опустите туда пальчики, а затем и всю ладошку малыша. А затем перенесите ее на лист – и удивлению не будет предела. А на что это похоже – может пока придумать мама и дорисовать кисточкой – например, несколько черных точек, оставленных на бумаге, мама превратит в божью коровку или муравья.
Вместе с 4-6-летним малышом можно использовать упражнение «Каракули тела». Размашистыми движениями с закрытыми глазами создавайте каракули. Затем рассмотрите полученное изображение с разных сторон и попытайтесь найти в нем образ и развить его.
Можно использовать технику «Рисунок по-мокрому» - намочите бумагу с помощью губки и рисуйте акварельными красками. Можно капать или брызгать краски.
Хорошо упражнение «Рисуем настроение». Выберите цвет, который вам наиболее приятен в данный момент, нарисуйте им свое настроение. Это могут быть каракули, цветовое пятно или конкретный образ.
Смысл детского рисунка
Сегодня существует множество рисуночных проективных методик – «Дом.Дерево.Человек». «Звезды и волны», «Кинетический рисунок семьи», «Семья животных», «Несуществующее животное» и многие-многие другие. Проводятся они очень просто – вы предлагаете ребенку нарисовать рисунок на заданную тему. А вот анализируются они довольно сложно. Многие десятки рисунков проходят через руки психолога, прежде чем появляется навык оценивания и интерпретации. Однако, если вы внимательный родитель, то тоже можете на многое обратить внимание, и не обязательно для этого пользоваться специальными тестами – приглядитесь к обычным, не «парадным» детсадовским рисункам своего малыша. К тем, которые рисуются для себя, зачастую на клочках бумаги – какие цвета и линии преобладают, какие сюжеты предпочитает ваш ребенок, как располагаются элементы рисунка на листе – все может иметь значение и натолкнуть на размышления.
Ну, а чтобы лучше понять смысл детского рисунка, используйте тест «Кактус». Он предназначен для детей старше 3 лет.
Дайте ребенку обычный лист бумаги и простой карандаш. Задание очень простое - «Нарисуй кактус. Такой, какой тебе захочется». Сделайте его вместе с ребенком. А теперь рассмотрите, что у вас получилось, обсудите – что это за растение, какое оно, обязательно попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал:
- Этот кактус домашний или дикий?
- Этот кактус сильно колется?
- Этот кактус растет один или с каким-нибудь растением по соседству? Как они относятся друг к другу?
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? Что нужно сделать для того, чтобы кактусу лучше рослось?
- Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки, другие кактусы)?
На что стоит обратить внимание в этом рисунке? Характер самого кактуса, его взаимоотношения с другими растениями, манера изображения (размер рисунка, расположение на листе – в центре или с краю).
Об агрессивности скажет наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – это отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в центре листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Открытость – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Замкнутость – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
– Ученые рассматривают рисунки, чтобы постичь тайны человеческой души – резюмирует психолог Юлия Лабастова. – Особенно важны рисунки для детского психолога, ведь ребенку часто бывает трудно подобрать слова, чтобы рассказать, что так беспокоит его. Чем меньше ребенок, тем труднее для него самого определить, что правильно или не правильно сложилось в его жизни, ведь другого он просто может не знать. Тут на помощь и приходят рисунки, в которых можно воплотить все, что есть на душе, все свои представления о себе, родителях, окружающих людях, мире. Рисуйте, вместе и порознь, красками и карандашами, утром и вечером!