Никому из родителей не хочется видеть своего ребёнка беспокойным и переживающим по любому поводу. Тревожность — одна из самых опасных эмоций, которая влияет на развитие детских страхов.
Причинами возникновения детской тревожности могут быть разногласия в семье, а может быть и темперамент. Дети-меланхолики наиболее склонны к душевной нестабильности.
К каким последствиям все это приводит?
Очень быстро в ответ на требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, у ребенка формируются следующие симптомы тревожного поведения:
- низкая самооценка;
- ощущение себя неудачником;
- повышенная критичность по отношению к другим;
- боязнь новых контактов;
- избегание ситуаций, в которых необходимо отстаивать свои интересы;
- страх проявлять инициативу (в поступках, отношениях).
Таким образом, из ребенка формируется особый тип личности, который старается действовать так, чтобы избегать решения каких бы то ни было проблем. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей, общению со сверстниками и взрослыми.
Большинство родителей тревожных детей сами обладают высоким уровнем тревожности, который выражается в низкой самооценке, общей неудовлетворенности собой и своей жизнью, перфекционизме, различных навязчивых страхах и фобиях, неудачах в партнерских отношениях. Зачастую дети просто "отыгрывают" или воплощают тревоги и страхи своих родителей.
Как Вы можете помочь своему ребенку:
- Принимайте и любите своего ребенка таким, какой он есть. Уважайте не только его достоинства, но и его страхи, его несовершенства.
- Постарайтесь снизить уровень своих требований и уровень контроля.
- Как можно чаще хвалите своего ребенка, даже за незначительные достижения.
- Не сравнивайте его с другими детьми или с собой "в его возрасте". Тревожным детям противопоказаны ситуации соревнований.
- Не ругайте ребенка за неудачи или ошибки. Спокойно и доброжелательно вместе обсудите ситуацию, ее причины и другие возможные варианты действий. Скажите своему ребенку, что Вы верите - в другой раз у него обязательно все получится. Важно, чтобы Ваш ребенок понимал, что его любят не за его успехи, а просто потому, что он есть.
- Не делайте что-то за ребенка, когда он об этом просит, если Вы твердо уверены в том, что он может сделать это самостоятельно (или делал раньше). Скажите ему, например: "Я верю, что ты с этим можешь справиться сам. Я буду рядом с тобой и всегда приду на помощь, если потребуется". Дайте ребенку достаточно времени для выполнения задания, не подгоняйте и не критикуйте его.
- Так как у тревожных детей часто высокий уровень мышечного напряжения, необходимо уделять внимание телесной релаксации. Для этого подойдут: массаж, бассейн, детская йога или занятия танцами.
- Для того чтобы Ваш ребенок мог формировать чувство ответственности и выражать свою потребность кого-то любить и о ком-то заботиться, заведите ему домашнего питомца.
- Придумайте совместное хобби или занятие, которое будет интересно и Вам и Вашему ребенку.
- Если Вы чувствуете, что ситуация выходит из-под Вашего контроля, обратитесь вместе с ребенком за помощью к детскому психологу, ведь чем раньше Вы начнете разбираться с проблемой, тем меньше ее последствий придется устранять.
В заключение мне хочется привести высказывание известного психоаналитика Н. Мак-Вильямс: "Все мы желаем нашим детям того, в чем сами испытывали недостаток. Это желание безобидно, но только до тех пор, пока мы освобождаем своих детей от малейшего принуждения жить ради нашей мечты".
Живите в гармонии!