Не обязательно тот, кто кричит деспот. Я не хочу Вам излагать фундаментальные положения психологии. Я хочу рассказать, как развивались отношения в нашей семье. И почему я часто кричу.
Как и во многих известных мне семьях, у нас в семье постоянно ссорились и срывались на крик. Так у нас поступали всегда, такой образец поведения я считала нормальным с детства. Мы всегда дрались с братом. При этом семья у нас не плохая, мы можем отдать последнее друг другу, всегда спешим на помощь. Когда мы выросли, мы выбрали для себя другой стиль поведения: и в семье брата, и в моей семье не выясняли отношения на повышенных тонах. К сожалению, когда я осталась одна с дочерью – семиклассницей, я позвала к нам жить свою маму.
Моя мама женщина очень добрая, всегда старается угодить, отдать «последнюю рубаху», возвращать не попросит. Единственная плата за её благодеяния: полное подчинение и бесконечная благодарность. Честное слово, мы люди благодарные. Но у нас есть свои интересы, жизненный опыт, мы владеем информацией, которая нам подсказывает более рациональные пути решения жизненных проблем. Нашу маму такой вариант не устраивает. Даже если мы потихоньку сделаем по – своему, домой вернемся со школы, где я работаю, а дочь училась, а уже все переделано, как хотелось моей маме.
Сначала на протяжении долгих лет мы ей уступали, чтобы не конфликтовать и пытались объяснить, почему мы думаем по-другому. Нас снисходительно выслушивали, но делали всегда по-своему, даже если потом нам приходилось тратить время и деньги на дорогостоящие переделки.
Следующий этап развития отношений заключался в том, что мы перестали посвящать маму в наши дела. Кое – что она переделывала. За то, что переделать не удавалось, мы очень долго выслушивали обвинения, оскорбления, а потом просто крик не смолкал весь день.
Для того чтобы дочь могла сдать экзамены за 11 класс, на время экзаменов маму отправили в санаторий. Она долго сопротивлялась, с трудом уговорили. Она вернулась на 5 дней раньше и до сих пор нас упрекает, что мы не так её туда одели, не такие тапочки дали и т.д. При этом она всем говорит, что после санатория у неё не болит горло и уши, которые болели каждую весну и осень. Спасибо мы до сих пор не услышали.
Дочь выучилась и уехала. Мы остались с мамой вдвоем.
Однажды мама мне сказала: «Я тебя поняла. Тебя не трогай и тебе всё хорошо». Я ответила: «Это плохо?»
Не знаю, когда и под действием чего ко мне пришло осознание, что больше терпеть унижения и оскорбления нельзя. Я стала часто игнорировать её выпады и указывать на неправильные действия. Часто из очень незначительного факта у нас происходят ссоры, которые заканчиваются сердечными каплями и с одной, и с другой стороны.
Разница в том, что после ссоры мама чувствует небывалый прилив сил, у неё отличное настроение, а я долгое время нахожусь в стрессе и почти постоянно в депрессии. Оставить её жить одну я не могу, ей уже 85, она нуждается в помощи, хоть самообслуживанием и некоторыми делами по дому занимается сама.
Самое страшное я осознала поздно. Моя дочь в такой семье выросла с комплексами, которые не позволили ей создать семью, строить здоровые отношения на работе. Она принимает как должное грубое отношение начальства, боится проявлять инициативу, у неё очень низкая самооценка. В этом виновата я, ведь я учила её молчать и подчиняться, когда говорят старшие. Поступать воспитанно и правильно.
Ещё я замечаю, что пытаясь защитить свое личное пространство, я уже не просто его ограничиваю для других, но и становлюсь похожей на свою мать. Я не деспот, я готова на уступки. Но крик из средства защиты превращается в нечто другое мерзкое и гадкое.
Желаю Вам правильно строить отношения в семье, особенно если у Вас есть дети. Если человек не хочет меняться вместе с близкими, а ждет когда все начнут подстраиваться под него очень мало шансов построить с ним нормальные отношения.
X6ݦ