Белоруссия продолжает топливные войны, пытается укусить российские АЗС, повышая ставки акцизов на бензин и дизтопливо с 01 марта 2020 года в четыре раза. Указ № 84 «Об акцизах на автомобильное топливо».
С 1 января 2020 года акцизы на бензин уже были повышены на 10,6−18,2%, на дизтопливо — на 24,6−33,2% в зависимости от их вида. На данный момент ставка акциза на автобензин, не соответствующий классу 5, выросла до 1924,32 рубля за 1 тонну; на бензин класса 5 — до 1194,36 рублей за 1 тонну; на дизельное топливо, не соответствующее классу 5, — до 932,2 рубля за 1 тонну; на дизтопливо класса 5 — до 737,32 рубля за 1 тонну.
Для некоторых (подразумевается белорусских) плательщиков к ставкам акцизов применяется коэффициент 0,25. То есть ставки, по факту, не повышены «в целях недопущения роста розничных цен». Льготный коэффициент применяется плательщиками акцизов при реализации топлива, произведенного в Белоруссии, в том числе, из давальческого сырья (упорно хотят дармовое сырьё), при условии их профильной деятельности, продаже не менее 50 тыс. тонн топлива за предыдущий период и реализации инвестпроекта по модернизации нефтеперерабатывающего завода, говорится в указе. То есть, Новополоцкий «Нафтан» и Мозырский НПЗ получили преференции, чтобы у них перерабатывали сырье и покупали топливо.
Пресс-служба президента пояснила, что указ направлен «на исключение необоснованного импорта автомобильного топлива и повышение привлекательности переработки нефти на отечественных предприятиях по давальческой схеме».
Возможность переработки нефти на давальческих условиях для действующей в Беларуси сети АЗС российских нефтяных компаний госконцерн «Белнефтехим» стал обсуждать после того, как в феврале ряд заправок «Лукойла» ввели ограничения на продажу топлива в одни руки. Лимит просуществовал около суток. Но вскоре «Газпром нефть» также сообщила о перебоях с отгрузкой нефтепродуктов на АЗС с белорусских НПЗ.
В итоге решили купить и привезти топливо из Польши или стран Балтии, поскольку из РФ поставки нефтепродуктов ограничены.
Хорошая реклама для российских АЗС, так как Польское топливо значительно лучше по качеству, чем белорусское!!!
Позже «Белнефтехим» предложил российским компаниям давальческую схему поставок нефти по формуле 20 на 80, то есть они могли бы поставлять в Белоруссию нефть без премии, забирая себе пятую часть объема поставки на давальческую переработку и соответственно загрузку своих АЗС. Но особого энтузиазма данное предложение у россиян тогда не вызвало.
С начала 2020 года пять крупнейших российских нефтяных компаний, это — «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», не поставляют сырье для переработки в Беларусь. При этом 4 компании имеют в Белоруссии свои заправки. Белорусов не устраивает размер премии. Минск считает нецелесообразным платить премию поставщикам в условиях удорожания российской нефти в связи с реализацией налогового маневра.
Хочется пожелать белорусам — ищите тогда других выгодных поставщиков, двери всегда для вас открыты, а нашим властям стоит внимательнее отнестись к потоку санкционного товара через нашу границу и товара, не соответствующего по качеству.