Найти в Дзене
Коллекция историй

Вы тоже ненавидели сольфеджио?

Большая часть тех, кто учился в музыкальной школе, вспоминает о предмете "Сольфеджио" с содроганием. А меня это всегда удивляло, как так?

После школы я уверенно пошла в музучилище на теоретика и с 2003 года преподаю этот интересный и увлекательный предмет в детской школе искусств нашего посёлка.

У меня был перерыв в работе в 2014-17 годах, и оба раза, когда я приходила в школу к новым детям, я наблюдала классический протест:

- Я ничего не понимаю и не пойму.

- О нет, диктанты? Только не это!

- И как эта ерунда нам в жизни пригодится???

Чтож, у меня свои методы работы с молодёжью. На перемене в далёком 2003 я села за пианино и просто наиграла песню "Короля и шута". Пятнадцатилетние ученики сразу с интересом меня окружили: а как вы это делаете? Да всё просто: доминанта-тоника, в конце, разумеется, кадансовый, тональность всего-то три бемоля! Попробуй-ка сам...

Боязнь диктантов я тоже легко снимаю. Во-первых, я не называю диктант диктантом) Говорю - давайте запишем вот такую мелодию!

фото 2006 года. Ученики 3 класса, которые любят диктанты.
фото 2006 года. Ученики 3 класса, которые любят диктанты.

Слуховой анализ, диктанты и знание теоретического материала - это ключ к подбору музыки. Любой, сходу, без ошибок и двумя руками.

Через некоторое время дети начали подбирать. Все, начиная с 1 класса. Я показала несколько несложных заготовок (в том числе ансамбли), и ученики перестали слоняться по коридорам на переменах. Теперь они собираются в классе, и хвастаются, кто что подобрал.

А в прошлом году у меня был культурный шок. Трое учеников в каникулы(!) пришли в мой класс, взяли с разрешения ноты и стали петь с листа (!) двухголосно (!) просто в качестве развлечения!

Когда мне было 23 года, мой 18-летний брат позвал меня клавишником в его молодёжную группу. С перепевкой "Небо славян" Алисы мы заняли 1 место. После того концерта я зашла на урок 5 класса, а ребята встретили за фортепиано. Они подобрали мелодию, которую я в "Небо славян" играла соло!

Мой предыдущий пост неожиданно взорвался как бомба. Ещё ни разу на дзене у меня не было столько комментариев.

Оказывается, я, как музыкальный руководитель, имею право играть исключительно классику и нежные наивные песенки.

Да, я согласна, что когда я играю детям модную попсу и ширпотреб (в неучебное время!) - это называется "ЗАРАБАТЫВАЮ ДЕШЁВЫЙ АВТОРИТЕТ". Но одновременно с этим я повышаю интерес к моему предмету и налаживаю контакт с учениками.

Рассуждаем логически: если мы с фортепиано попадаем в компанию взрослых людей, я начинаю играть советские хиты. Это тоже - дешёвый авторитет? Если меня окружает малышня - то "Синий трактор" и песни из "Фиксиков". Если молодёжь... тут сложнее. Раньше выручал "Король и шут", но нынешний ужас - "Зацепила", "Молния", "Холодок", "Скибиди" и т.п. я играть отказываюсь.

Из всех современных молодёжных мелодий я стараюсь выбирать самые безобидные. Кидайте в меня тапки, я всю школу научила играть заставку из Гравити Фолз (Мультик - та ещё мерзость). Заодно объяснила ре минор и последовательность Т64-III6-D53.

И нет, Сектор Газа и Ленинград я детям не дам, не уговаривайте.

Ещё на тему музыкальной школы:

Родители против поездки ребёнка на конкурс! А мне что делать?

Почему в музыкалке заставляют играть скучную музыку?

Я музыкант, но этим дело не ограничивается