Найти тему
Старая Коряга

Скоро премьера "Пряслиных".

В Архангельском театре драмы им.Ломоносова скоро премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах.

В разгаре репетиции спектакля режиссёра Владимира Хрущёва «Пряслины. Две зимы и три лета» по произведению Фёдора Абрамова. Премьера состоится 21 и 22 марта на основной сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова.

Как сделать Абрамова НЕмузейным, о том, на что в сюжетной линии уделяется больше внимания, о разнице обстоятельств «тогда» и «сейчас» и схожести переживаний - в интервью с режиссёром.

- На каком этапе работы вы находитесь?

- Стараемся определиться, кто есть кто, какие персонажи участвуют в нашей замечательной истории. Это сделать проще всего, когда ты начинаешь действовать. «Застольный период» мы очень быстро прошли, потому что люди оказались, к моему счастью, в материале. Они со школы знают автора и даже цитаты из произведений. Мне нужно было три тома осваивать, - а актёры уже через это прошли. Поэтому некоторые разговоры мы миновали, что облегчило нам труд и сохранило время для репетиций. И сразу «пошли ножками», как говорят на нашем профессиональном языке. Это очень удобно, потому что я уже могу выстраивать события, а актёр уже начинает действовать и (!) понимать, как он действует. Потому что прежде всего, характер – это поступки. Обговорить за столом сложнее всего, а когда актёр проверяет своим телом реакцию на то или иное событие, он понимает, что он за персонаж. Он начинает задавать ему (своему персонажу) вопросы: почему бы я поступил так или не так? Сейчас идёт удивительный период, когда мы нащупываем образ каждого героя, образ спектакля. Приближаемся к стилю и замыслу спектакля совместно с актёрами. Что приятно – получается совместный труд, а не «я что-то придумал, а актёр пытается это освоить». Мы вместе думаем, фантазируем. Актёры в этом смысле очень интересные, подготовленные.

-2

- Правильно ли я поняла, что вы ещё корректируете список действующих лиц?

- Да, верно. Потому что у нас есть актёры массовых сцен, которые работают второй и третий план этой истории. По поводу них надо ещё понять… Есть по два актёра на одну роль, и нужно понять, кто из них ближе, кто будет идти основным составом, кто попадёт в эту историю, а кто вообще не попадёт.

- То есть, возможно, что из тех, кто «работает в пару», вы оставите только одного?

- Да. Но возможно, что и обоих. Это пока что непонятно, рано делать выводы. Мы достаточно быстро идём. Очень интенсивно работаем, плодотворно. Артисты как-то включаются в эту затею, что очень хорошо и приятно.

- Вы уже ставили в нашем театре замечательный спектакль «Амфитрион». В этой постановке у есть артисты, с которыми вы уже работали, поэтому уже знаете, какие они, какая у них психофизика, и,наверное, понимаете, на что они способны, предлагая им роли, обсуждая вместе с ними. Можно ли о таких артистах, приглашённых и в репетиции «Пряслиных…», говорить, что они точно будут задействованы, или возможно, что-то не заладится с образом?

- То, что Дмитрий Беляков будет играть Михаила Пряслина – это уже точно. Вот, ещё на роль Егорши у нас два артиста. Они оба хороши и, наверное, оба останутся – это Вадим Винтилов и Михаил Кузьмин. И очень любопытные Варвары – Мария Новикова и Мария Беднарчик. Они обе разные, обе интересные, поэтому тоже, наверное, войдут в эту историю парой. С этими артистами костяк есть.

-3

- Вы говорите, что ищете художественный образ спектакля. К чему вы склоняетесь?

- Мы не ищем, он сформирован в нашей с художником фантазии, он заложен в сценографии, в музыке. Мы над этим уже полгода работаем. Сейчас задача в том, чтобы то, что мы придумали с художником и композитором, освоили артисты. Будет, скажем так, три стихии: Небо, изображающее много чего светлого, - например, надежду и веру. Земля, на которой всё происходит (на сцене находится первый венец сруба, у него есть возможность подниматься и опускаться. И Война, которую мы изображаем сожжённой сеткой. Война кончилась, но что в деревне изменилось? Ничего. Как работали, так и работают. Вот эти три стихии будут взаимодействовать друг с другом, и актёры будут в ней существовать. Крепкий дом Пряслиных – это вечность.

- На какую аудиторию, по вашему мнению, рассчитан спектакль? Вы поставили ограничение 16+. Объясните, пожалуйста, почему так. Подойдёт ли спектакль для просмотра ученикам десятых-одиннадцатых классов и поймут ли спектакль пожилые люди?

- Да, конечно. Мы стараемся заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор… Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Дело в том, что шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. И всё сейчас точно так же, по большому счёту, как было в сорок шестом году у Михаила с Варварой, у Егорши с Лизой, и так далее. Все эти любовные треугольники… Когда человек первый раз влюбляется, когда он понимает, что кроме работы есть ещё любовь и счастье…и как мы все, порой, страдаем из-за этого. Эта линия, я думаю, считается молодёжной аудиторией. Она за этим будут следить. А те, кто старше, будут считывать совсем другие наши символы. Или вспомнят что-то из юности. Сделаем философско-поэтическое высказывание с очень точными предметными отношениями между людьми. Как в то время, в такие сложнейшие условия, когда дышать нечем было, когда жизнь сломана, когда всё сгорело, когда каждый день надо вставать в пять утра и ложиться в четыре утра, ещё успевали любить, ненавидеть, переживать, друг другу в глаза смотреть, смеяться, веселиться. Жить. Это любопытно. Откуда такие силы? Когда ты ничего из этого не делаешь, являясь человеком 21-го века, из трудностей у тебя только отсутствие интернета, очень сложно себе представить, как люди могли себе это позволить.

- И всё же, о чём спектакль в первую очередь? Произведение большое, и в нём много всего, за что можно было бы зацепиться. Всего в спектакле не расскажешь.

- Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. Это связано с темпом спектакля, с музыкальным оформлением, с какими-то определёнными образами, метафорами. Мне более интересна история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них это проходит, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках. Мне кажется, что это интереснее всего исследовать, потому что восемнадцать лет - это «ароматный» возраст. Отношения двух друзей Егорши и Михаила хочется показать. Для меня это очень близко, и я думаю, что зритель тоже будет следить именно за этим. Всё остальное – это обстоятельства: люди вокруг них, мамы, папы, вдовы… А интересна как раз эта молодая тройка. Кто к чему пришёл, придёт со временем?

- Кто кроме вас работает над спектаклем?

- Анатолий Шикуля, замечательный художник, автор сценографии. Художник по костюмам – Ирина Титоренко, Лора Максимова – художник по свету, приезжающая к нам из Москвы. И ещё композитор из Перми – Евгений Габов. Ещё, конечно, Олег Щукин будет заниматься с артистами вокалом. Большая бригада. Ну, и персонажей у нас двадцать восемь. Это деревенский эпос.

Очень хочется сделать спектакль с любовью к людям. И это получается, к моему счастью. Цитата Абрамова: «Любовь и боль были мотивами написания этого произведения». Боль – это то, что заставляет нас относиться к этому серьёзно, а любовь – это то, что нас мотивирует сделать историю светлую. С трепетом, с нежностью. Туда у нас энергия направлена.

Мне кажется, что мы делаем очень современный спектакль с эмоциями, оценками и отношениями современного человека, который оказался в таких сложных предлагаемых обстоятельствах. Вот это интересно. Меньше всего хочется делать стандартный пафосный эпос про деревню. Я надеюсь, что это будет очень живая история.