Элитарное и массовое искусство как будто существуют в двух параллельных реальностях и почти не пересекаются друг с другом, ориентируюсь на прямо противоположные цели и независимо развиваясь в разных направлениях. Для одних уже сама принадлежность по весьма условным критериям к категории избранных является поводом не задумываться об истинном значении ценности работ, уповая только на мнение горстки таких же рафинированных интеллигентов. Для других на первое место выходят погоня за прибылью и охват аудитории с помощью посредственной спекуляции на доступных и востребованных темах без рискованных экспериментов и всестороннего изучения вопроса.
Но изредка отдельным особо продвинутым и свободным от предрассудков деятелям удаётся совместить эти течения в одном произведении, подобрав нужные пропорции того и другого и не перейдя незримую грань между заумью и хрестоматийностью. Примером подобного вида грамотно выстроенного творения может послужить драма финского режиссёра Пирьо Хонкасало «Бетонная ночь», получившая поддержку и от кинематографистов Дании и Швеции. В этой, стилизованной под чёрно-белый нуар, картине, снятой в Хельсинки и его окрестностях осенью 2012 года, в одной из второстепенных ролей можно увидеть сына известного советского и эстонского артиста Лембита Ульфсака Юхана.
Впрочем, все остальные персонажи также необходимы лишь для отражения меланхоличной личности главного героя, в депрессивной обстановке каменных джунглей, в окружении циничных и опустившихся людей осторожно нащупывающего пути обретения собственного «я». Маргинализация общественного уклада жизни в ограниченном пространстве городской среды и отсутствие какого-либо определённого вектора развития приводят к самоуничтожающему диссонансу в душе подростка. Холодный свет его мягкой улыбки, распахнутые глаза, готовые внимать речам старшего брата, ещё не обострённые детские черты лица, острая восприимчивость и чуткость только подчёркивают способность видеть естественное положение вещей.
Но события «бетонной ночи», расцвеченной огнями фонарей и коллизией случайных происшествий, повернут ход мыслей 14-летнего Симо совсем не в ту сторону и повлекут за собой непредсказуемые последствия. Доверчивость сыграет злую шутку с юношей, впечатлённым пьяными разглагольствованиями своего кумира, несущего типичный упаднический бред эстетизированного декаданса и не осознающего губительность подобных изливаний на тонкую психику. Фильм, начинающийся как образный неторопливый арт-хаус, затягивающий в пучину символов и удушающую атмосферу краха цивилизации, с тревожными нотками надвигающегося апокалипсиса, ближе к финалу взрывается жёсткой жизненной трагедией, разбивает надежды и подавляет обречённостью.
Несмотря на перегруженность деталями, гипертрофированность чувств и визуальную многоплановость кадра все эпизоды сюжета трактуются в однозначном ключе, пусть и требуют к себе более повышенного внимания по сравнению с обычной бытовой драмой. Нельзя сказать, что эта картина стала каким-то необычным откровением, но за каждым решением автора стоит и творческое начало, и композиционная мудрость, опыт и тактичность, поиск новых форм и чутьё настоящего художника. Тем найденный компромисс и привлекает, что деструктивная фантасмагоричность повествования накладывается на твёрдый замысел, крепкую житейскую основу и психологическую злободневность.
Не стоит ждать от северных народов большого количества тепла и позитива. Это НеТвоёКино. 😎 👤
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется 📃 📝
Коллективное ваяние в аналогичной манере из Прибалтики.
Освобождённый разум финского кино.