В предыдущих статьях я писала о первых днях нашей поездки в Рим. В середине нашего шестидневного отпуска была запланирована экскурсия в Ватикан, и ещё мы надеялись попасть на Аппиеву дорогу после обеда.
Я решила взять в Ватикан именно экскурсию, потому что боялась жутких очередей на вход, а их я помнила из предыдущей поездки, и хотела, чтобы мой муж не только насладился росписью Сикстинской капеллы, но и узнал историю создания этого мирового шедевра. Поэтому взяли экскурсию (при желании дам координаты этого агентства). И я не прогадала. Обошлось все удовольствие в 60 евро с человека, включая 21 евро на входной билет.
Конечно, можно прочитать информацию в путеводителе, но пойти нужным путем по музеям Ватикана и не заблудиться самостоятельно - невозможно.
В феврале очереди на вход в Ватикан не оказалось, но было много экскурсионных групп. Поэтому, хоть и перед стенами Ватикана было пусто, в залах музея - метро Москвы час-пик.
Экскурсия началась с краткой истории самого государства и его образования. Образован Ватикан был на этом месте, потому что считается, что здесь, прямо под собором святого Петра, находится могила апостола Петра. Раньше собор был другим, но потом решили выстроить здание побольше. А современные границы Ватикан приобрел в 1929 году, когда заключил соглашение в Италией, в котором он отказывался от всех своих земель в Италии (а это практически вся провинция Лацио) и взамен получал полную независимость. В преддверии Второй мировой, думаю, это было верное решение.
Мы посмотрели сначала скульптуры, которые представлены здесь в огромном количестве. Толпа в зале с торсом Бельведерским (Микеланджело считал его идеалом мужской красоты, на заметку) влекла нас в следующие залы.
Кроме скульптур на полах лежат огражденные мозаики, так что места для прохода совсем нет. Кстати, чтобы перенести древние мозаики в музей, их снимают вместе со слоем цемента под мозаикой, предварительно пронумеровав каждую частичку мозаики. Это очень муторный процесс, т.к. я даже не могу представить, сколько там частичек!
Отдельная песня - это роспись потолков. В некоторых галереях выглядит так, будто они украшены лепниной. На самом деле, это все просто нарисовано, включая тени, которые придают орнаменту объемный вид.
В одном из залов были представлены гобелены, некогда украшавшие стены Сикстинской капеллы. На них изображены библейские истории, кроме одной. На одном гобелене изображено убийство Юлия Цезаря. Почему? В одно время Цезарь был признан святым, т.к. умер он ещё до рождения Христа и принял мученическую смерть. Теперь религия поменяла свою точку зрения, но гобелен остался.
Экскурсовод провела нас в залы Рафаэля, которые частично оказались на реставрации. Вообще, когда смотришь живопись эпохи Возрождения, понимаешь, что такое настоящее искусство.
Далее, чтобы попасть в Сикстинскую капеллу, мы прошли через залы современного искусства. После всего увиденного ранее мы как будто попали на выставку детских рисунков. Чтобы картина была принята в Ватикан, ее сюжет должен быть связан с библией. Одно из произведений мне особенно запомнилось: это были металлические прутья, прикрепленные к стене в хаотическом порядке. При чем тут религия, я так и не поняла.
Как вывод, после Возрождения категорически нельзя смотреть ни Матисса, ни Шагала! Хотя я и люблю того же Матисса, здесь он совершенно не смотрится.
На очереди была Сикстинская капелла...