Увидев некоторое сходство в судьбах наших двух стран, решил продолжить изыскания по поводу прочих сходств и несходств.
При ознакомлении с капитальным трудом российского тюрколога Н.Г.Киреева "История Турции. XX век" наткнулся на следующие строки:
"В мире нет ничего более святого, чем жизнь, честь и достоинство. Когда человек осознаёт, что эти ценности в опасности, ради их защиты он обязательно начнёт действовать по своему усмотрению, что вредно для государства и для страны. Ведь очевидно, что если человеку не нужно опасаться за свою жизнь и честь, он ведёт себя достойно".
И далее:
"Никто не сможет посягать на честь и достоинство другого."
Правильные слова, что тут скажешь. Но самое интересное - откуда они взяты.
Источник - т.н.Гюльханейский хатт-и хюмаюн, фирман султана Османской империи от 3 ноября 1839 года(!!!).
По прочтении данного эпохального текста - практически первой турецкой конституции (ну, или предконституции, - ну, или обещания конституции), - захотел посмотреть, а что написано в нашей конституции по поводу "жизни, чести и достоинства".
Про жизнь нашёл лишь следующее:
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
То есть о святости жизни и речи не идёт - речь всего лишь о том, что "политика направлена" на "создание условий" для "достойной жизни", а уж куда эта политика в конце концов вырулит - это как получится.
И ещё совсем чуть-чуть:
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
Про честь нашёл ещё меньше:
Статья 23
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Опять-таки: "каждый имеет право". Как оно в реальной жизни реализуется - второй и глубоко философский вопрос.
Про достоинство в нашей конституции ничего не сказано, - ну разве что про "достойную" жизнь, но что это такое и с чем его едят, авторы конституции решили не пояснять.
Исходя из этого короткого сопоставления вынужден сказать, что представления у османского императора середины ПОЗАПРОШЛОГО века и наших "конституционных писателей" последнего десятилетия ПРОШЛОГО века несколько расходятся. Султан считал "жизнь, честь и достоинство" человека поважнее, чем "социальное государство". Другое дело - как он воплощал свои представления в жизнь. Однако один момент нельзя не учесть - на территории Османской империи существовало рабовладение. Формально оно было отменено в 1858 году. Однако все рабы тогда были "личными", "домашними" рабами, и количество их едва ли исчислялось процентами от общего количества населения империи. Мало того - почти все они были иностранцами, купленными где-то за границами империи, либо бывшими пленниками, захваченными в бесконечных войнах. "Своих" рабов у османов не было - уже не говоря о том, что в Османской империи никогда не было крепостного права.
В России, как известно, крепостное право существовало веками, и к моменту его отмены в 1861 году крепостными - то есть, по сути, теми же рабами, - было что-то около 2/3 населения.
Не удивительно поэтому, что в нашей "предконституции" или "обещании конституции" - Манифесте императора Николая Второго от 17 октября 1905 года (в отличие от султанского фирмана принятого под давлением тяжелейших обстоятельств - всеобщей смуты 1905 года и почти тотального бунта) - вообще не упоминаются ни честь, ни достоинство. А жизнь упоминается только в контексте "государственной жизни".
Резюмируя, задам вопрос: который же из наших двух народов несчастнее? Тот, у которого о "жизни, чести и достоинстве" даже султаны задумывались ещё 180 лет назад? Или тот, у кого в текущей конституции про "социальное государство"?
Впрочем, справедливости ради нужно посмотреть ещё и современную турецкую конституцию.
Про жизнь там есть - причём слово в слово, как и в нашей:
Статья 17. Каждый имеет право на жизнь.
И ещё:
Статья 15 …права человека на жизнь, на неприкосновенность материального и духового достояния личности неприкосновенны…
Про "достойную жизнь", как и у нас, тоже есть.
Преамбула:
настоящая Конституция воплощает:
...подтверждение неотъемлемого права каждого турецкого гражданина вести достойную жизнь…
Про честь тоже ничего особенно ценного тут нет.
К сожалению, в сети нашёл лишь конституцию 1982 года, которая была довольно сильно "поправлена" по итогам референдума 2011 года. Однако большинство исправлений, продавленных Эрдоганом через этот референдум, касаются разных технических моментов, которые помогут ему и его Партии справедливости и развития удерживать власть ещё неопределённо долгое время. "Базовые" моменты конституции, насколько я знаю, не менялись.
По итогам ознакомления с современным состоянием дел в "конституционном строительстве" Турции должен констатировать, что дела у них не сильно лучше, чем у нас. И явно хуже по сравнению с султанскими временами.
Но это моё личное мнение. И это всего лишь один небольшой вопрос, один небольшой сегмент жизни. А таких вопросов на самом деле очень много.
Жизнь - явление не просто комплексное, а ещё и текучее. Жизнь не стоит на месте. Поэтому и отвечать на вопрос "кто несчастнее?" надо, так сказать, в динамике. Что было вчера, что есть сегодня и что будет завтра.
Продолжение следует.