После пожара 64 г. н.э., который уничтожил большую часть центра Рима, император Нерон начал строительство новой резиденции, которая по своей пышности вошла в историю под названием Domus Aurea.
Это была самая большая и самая роскошная из императорских резиденций, которая простиралась от Палатинского холма до Олимпийского и части горы Целио.
Дворец, спроектированный архитектором Северусом и украшенный неким Фабулло или Фамуло, состоял из ряда павильонов, разделенных садами, лесами и искусственным озером, расположенным в долине, где сегодня стоит Колизей.
Главные части дворца располагались на Палатинском и Олимпийских холмах и славились роскошью убранства. Огромный комплекс включал в себя бесчисленные банкетные залы, в том числе знаменитый coenatio rotunda, большой восьмиугольный зал с павильонным сводом, который, по словам Светония, вращал на себе день и ночь, и огромный вестибюль, в котором размещалась колоссальная статуя императора в облике бога Солнца. Комнаты были изысканно украшены статуями, привезеннымии из Греции и Малой Азии.
Основная часть Domus Aurea состояла из двух пятиугольных дворов, которые служили связующим звеном между западным и восточным секторами. Стены были оформлены до определенного уровня мраморными плитами, в то время как верхняя часть, и потолки были украшены росписью и лепниной с мифическими фигурами (Ахиллес, Улисс и Полифем, Гектор и Андромаха). Из комнат открывался прекрасный вид на долину с ее искусственным озером и садами, окружающими его.
После смерти Нерона его преемники захотели стереть все следы императора и его дворца, лишив роскошные салоны облицовок и скульптур, заполнив их землей до сводов и используя их в качестве фундаментов для других зданий. На Domus Aurea были построены Термы Траяна, что позволило сохранить некоторые части Domus до наших дней. Археологи в результате раскопок обнаружили несколько этажей под землей. Теперь здесь можно совершить увлекательную экскурсию по подземному Риму.
Сегодня посещаемые павильоны-это те, которые размещены на Олимпийском холме, вероятно, предназначенные для праздников и банкетов. Они оставались неизвестными до эпохи Возрождения, когда после некоторых случайных находок художники, увлеченные античностью, такие как Пинтуриккио, Гирландайо, Рафаэль и Джулио Романо, начали спускаться в эти “пещеры”, копируя декоративные мотивы, которые там сохранились. В последствии эти мотивы получили название "гротеск".