Что такое джип-триал и кто эти странные люди, которые им занимаются? Это всегда было для меня загадкой. В трофи, которому в двухтысячных я посвятил несколько лет, все понятно. Алга, фонтаны грязи, высокий лес, липкая колея, много работы лопатой, тяжелые сендтраки, мошка, слепни, и много, много горячих в разных смыслах напитков вечером. И люди простые и понятные — веселые, в грязном камуфляже и вейдерсах.
С джип-триалом все как-то иначе. Начнем с того, что этим парням не обязательно ехать куда-то далеко. Смена картинки за окном — не самое важное, и для нескольких участков триала достаточно какого нибудь лесного оврага или заброшенного карьера. Или внедорожного трека Formula 7 в Бурцево, как в данном случае.
На крутых склонах и косогорах устанавливают тесные ворота, которые нужно пройти (без касаний!) в определенном порядке и в определенном направлении — метка на воротах указывает на водительскую сторону автомобиля.
Вместо того, чтобы поставить ворота одни за другими, эти ребята зачем-то меняют порядок цифр, делая нереальную на первый взгляд задачу — проехать не перевернувшись — и вовсе утопичной. Не верите мне, посмотрите любое видео с джип-триала. Первое, что испытываешь при виде трассы — это острое чувство страха. Будет "крыша", причем сразу-же!
Вот почему, прибыв на трассу и получив в свое распоряжение ключ от "котлетизированной" машины, в которой лишь по мятому капоту угадывалась старушка-"Нива", я больше всего хотел прекратить этот балаган, а лучше всего, даже его не начинать. Но любопытство снова взяло верх. Кто этот странный человек, решивший доверить незнакомому блогеру свой боевой автомобиль?
Алексей Зюбанов - один из лидеров соревнований по джип-триалу.
В его гараже два автомобиля — эта “Нива” и основательно доработанный Samurai. Путь к триальному грехопадению начинался стремительно.
Сначала — несколько выездов в трофи на повседневном “Патруле”. Потом увидел у соседа заваленную по самую крышу внутри и снаружи старую “нивку” в отличном состоянии. Автомобиль обошелся в 50 тысяч рублей. После первых выездов Алексей заботливо подкрашивал все царапины, и отправлялся в малярку, если появлялись вмятины. В 2017 году Алексей попробовал свои силы в триале, и начал выигрывать этап за этапом. Этому сопутствовали первые выдавленные стекла и первые перевороты. Был установлен каркас, заварен задний редуктор. На этом автомобиле Алексей впервые попал в призы на Чемпионате Подмосковья, и его реально зацепило.
“Нива” потихоньку резалась. Сначала — передние арки. Потом — задние. Затем срезали крышу и свесы. Поначалу автомобиль обули в 32-колеса, сейчас он на 31-х. “Изумительная машина для триала получилась!”, говорит Алексей. “Вот только приводов порванных — у меня ящика полтора. Ставил стандартные, нестандартные, все равно — рвет”. Несмотря на грозный внешний вид, по начинке “Нива” все еще очень близка к стандарту. Спереди стоит блокировка “ИЖ-Техно”, главная пара — 4.44, усиленные пружины и амортизаторы “Риф”, “палки” “Вал-рейсинг”, в остальном — полный сток. За два года объем вложений в автомобиль с учетом регулярных ремонтов была вложена сумма, в несколько раз превышающая стоимость покупки.
Вообще, основное отличие триальных автомобилей базовых классов (Д1-Д3) от стоковых минимально — даже бампера не разрешается снимать. Поэтому, согласно правилам РАФ, угол поперечного уклона в этих категориях не должен превышать 20 градусов, а углы въезда и съезда — 30 градусов. В классах Д4 и Д5 возможны подъемы 45 и более градусов, спуски до 50 градусов, косогоры до 30 градусов. Несмотря на формальное соответствие “нивы” классу Д4, трасса нашего журналистского зачета соответствовала требованиям Д3. Собственно, все мы — четверо журналистов — соревновались на одной и той же “Ниве” Алексея.
Но, поверьте мне, этого хватило для острых ощущений. Поначалу мне казалось, что автомобиль перевернется при каждом маневре, отрывы колес усиливали эти самые ощущения.
Но уже ко второй секции страх отпустил и пришло понимание, что даже “стоковые” автомобили способны выдерживать гораздо большие углы поперечного наклога, чем это кажется на первый взгляд.
Когда узкий спуск между деревьями сочетается с косогором, все становится сложнее — трудно осознать, что если ты не упрешься каркасом в дерево, то просто “ушанешься”.
Но и это проходит — к концу дня такие маневры выполняешь играючи, несмотря на стойкое нежелание “нивы” на блокировках выполнять хоть какие-нибудь маневры. Эй, Алексей, как ты на ней гонки выигрывал? Смеется…
Вообще, именно радость и позитив у всех участников и зрителей (в основном, это члены семей спортсменов) — важная примета соревнований по джип-триалу, на которых мне удалось побывать (назывались они МТТ-Триал Чемпионат Московской области по джип-триалу 2019).
Несмотря на очевидную спортивную составляющую включающую строгое судейство, пенализацию за задний ход, касания ленты, технику безопасности, лимит времени и так далее, атмосфера тут совсем не спортивная, а дружеская.
Возможно потому, что спонсорских денег тут нет или почти нет? Участники готовят свои автомобили самостоятельно.
Поддерживающих немного, в данном случае это была лишь предоставившая призы компания CupperSport, да и сам Зюбанов, выделивший деньги со счета своей компании. Звучит, пожалуй, совсем не так эпично, как большой автоспорт с его многомиллионными спонсорскими контрактами с мировыми мега-брендами.
Но знаете что? За рулем черной “Нивы” меня совершенно не волнует, что снаружи она выглядит так, как будто какой-то неизвестный киногерой в последний момент спас ее из тисков гидравлического пресса для утилизации авто. Рев отсутствующего глушителя позволяет забыть, что под капотом — покрытый масляным налетом четырехцилиндровик из лавки старьевщика. Я нажимаю газ, и автомобиль послушно карабкается в косогор, идея заехать на который на любом даже самом крутом внедорожнике мне казалась утопичной еще несколько часов назад. Преодолеваю свои страхи каждую минуту, что нахожусь за рулем. Осознаю, что джип-триал — совсем не медленное и унылое карабкание, а настоящий интерактивный учебник по законам физики, в которых инерция занимает весьма почетное место.
Один из самых ярких гоночных дуэтов — ярославцы Андрей Мороховец и его сестра Мария. На спецучастки они выходят, меняя друг друга в пилотском кресле. По итогам заездов, Маша опередила брата.
Одно из ухищрений, примененных в конструкции этого самурайчика — тяжелые колеса весом в 200 кг за счет дисков и стальных бедлоков.В “багажнике” — компрессор для пневматических блокировок.
Юрий Самодуров на специальном триальном автомобиле Spyder выступал вне зачета — конкурентов ему не нашлось. Подобные сегодняшним трассы также оказались слишком просты для такой техники с портальными мостами и возможностью поворота как передней, так и задней оси, а также возможностью торможения колесами лишь одной оси для разворота на месте.
Не обошлось и без дополнительного, незапланированного веселья. Один участник уложил мотор на своем чирке, и, чтобы не потерять свою позицию в сезонном рейтинге, вышел на трассу на подменном автомобиле, которым стала видавшая виды заднеприводная трешка BMW E30.
К всеобщему удивлению, автомобиль смог преодолеть значительную часть препятствий. Вот это технику раньше делали!
Пожалуй, если бы такие фановые темы были на каждой триальной гонке, они быстро стали бы популярны среди молодежи. А там, глядишь, и участников бы прибавилось.
Несмотря на то, что на последней секции я увлекся крутым подъемом и протаранил последние ворота, пропустив несколько предыдущих, набрав сразу 210 штрафных баллов (и 360 баллов в за весь день), в нашем классе мне удалось занять второе место, обогнав опытного трофиста Романа Герасимова — во многом благодаря моему штурману Роману Шаткову.
Кроме шуток: считаю, что обучение на слегка подготовленной “триальной” машине (достаточно каркаса, цепких шин, колесных дисков с бедлоками, блокировок и главной пары) должно входить в обязательную программу обучения водителей внедорожников.
Джип-триал даже на уровне Чемпионата Подмосковья наглядно показывает, насколько мало мы сегодня используем возможности наших автомобилей, которые становятся все навороченнее год от года. Переход на автопилотирование — ожидаемая расплата за отказ современных водителей от собственно “водительских” навыков. Хотели роботов — получайте, вы это заслужили.
Ну а мы пока будем выезжать на косогоры на недорогих, некрасивых и помятых “котлетах” или закаркашенных стоковых машинах, и получать ни с чем не сравнимое удовольствие!
Автор выражает благодарность Алексею Зюбанову за предоставленный автомобиль, команде PRO-X (Project Russian Off-Road) и лично Алексею Меньшинину за приглашение на мероприятие.