Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Гаражный монстр-самоделка из "Нивы" покоряет бездорожье

Что такое джип-триал и кто эти странные люди, которые им занимаются? Это всегда было для меня загадкой. В трофи, которому в двухтысячных я посвятил несколько лет, все понятно. Алга, фонтаны грязи, высокий лес, липкая колея, много работы лопатой, тяжелые сендтраки, мошка, слепни, и много, много горячих в разных смыслах напитков вечером. И люди простые и понятные — веселые, в грязном камуфляже и вейдерсах.

С джип-триалом все как-то иначе. Начнем с того, что этим парням не обязательно ехать куда-то далеко. Смена картинки за окном — не самое важное, и для нескольких участков триала достаточно какого нибудь лесного оврага или заброшенного карьера. Или внедорожного трека Formula 7 в Бурцево, как в данном случае.

На крутых склонах и косогорах устанавливают тесные ворота, которые нужно пройти (без касаний!) в определенном порядке и в определенном направлении — метка на воротах указывает на водительскую сторону автомобиля.

Вместо того, чтобы поставить ворота одни за другими, эти ребята зачем-то меняют порядок цифр, делая нереальную на первый взгляд задачу — проехать не перевернувшись — и вовсе утопичной. Не верите мне, посмотрите любое видео с джип-триала. Первое, что испытываешь при виде трассы — это острое чувство страха. Будет "крыша", причем сразу-же!

Вот почему, прибыв на трассу и получив в свое распоряжение ключ от "котлетизированной" машины, в которой лишь по мятому капоту угадывалась старушка-"Нива", я больше всего хотел прекратить этот балаган, а лучше всего, даже его не начинать. Но любопытство снова взяло верх. Кто этот странный человек, решивший доверить незнакомому блогеру свой боевой автомобиль?

-4

Алексей Зюбанов - один из лидеров соревнований по джип-триалу.

 Алексей Зюбанов
Алексей Зюбанов

В его гараже два автомобиля — эта “Нива” и основательно доработанный Samurai. Путь к триальному грехопадению начинался стремительно.

Сначала — несколько выездов в трофи на повседневном “Патруле”. Потом увидел у соседа заваленную по самую крышу внутри и снаружи старую “нивку” в отличном состоянии. Автомобиль обошелся в 50 тысяч рублей. После первых выездов Алексей заботливо подкрашивал все царапины, и отправлялся в малярку, если появлялись вмятины. В 2017 году Алексей попробовал свои силы в триале, и начал выигрывать этап за этапом. Этому сопутствовали первые выдавленные стекла и первые перевороты. Был установлен каркас, заварен задний редуктор. На этом автомобиле Алексей впервые попал в призы на Чемпионате Подмосковья, и его реально зацепило.

“Нива” потихоньку резалась. Сначала — передние арки. Потом — задние. Затем срезали крышу и свесы. Поначалу автомобиль обули в 32-колеса, сейчас он на 31-х. “Изумительная машина для триала получилась!”, говорит Алексей. “Вот только приводов порванных — у меня ящика полтора. Ставил стандартные, нестандартные, все равно — рвет”. Несмотря на грозный внешний вид, по начинке “Нива” все еще очень близка к стандарту. Спереди стоит блокировка “ИЖ-Техно”, главная пара — 4.44, усиленные пружины и амортизаторы “Риф”, “палки” “Вал-рейсинг”, в остальном — полный сток. За два года объем вложений в автомобиль с учетом регулярных ремонтов была вложена сумма, в несколько раз превышающая стоимость покупки.

Вообще, основное отличие триальных автомобилей базовых классов (Д1-Д3) от стоковых минимально — даже бампера не разрешается снимать. Поэтому, согласно правилам РАФ, угол поперечного уклона в этих категориях не должен превышать 20 градусов, а углы въезда и съезда — 30 градусов. В классах Д4 и Д5 возможны подъемы 45 и более градусов, спуски до 50 градусов, косогоры до 30 градусов. Несмотря на формальное соответствие “нивы” классу Д4, трасса нашего журналистского зачета соответствовала требованиям Д3. Собственно, все мы — четверо журналистов — соревновались на одной и той же “Ниве” Алексея.

Но, поверьте мне, этого хватило для острых ощущений. Поначалу мне казалось, что автомобиль перевернется при каждом маневре, отрывы колес усиливали эти самые ощущения.

 Фото: Григорий Резвов
Фото: Григорий Резвов

Но уже ко второй секции страх отпустил и пришло понимание, что даже “стоковые” автомобили способны выдерживать гораздо большие углы поперечного наклога, чем это кажется на первый взгляд.

Когда узкий спуск между деревьями сочетается с косогором, все становится сложнее — трудно осознать, что если ты не упрешься каркасом в дерево, то просто “ушанешься”.

 Фото: Екатерина Кузовова
Фото: Екатерина Кузовова

Но и это проходит — к концу дня такие маневры выполняешь играючи, несмотря на стойкое нежелание “нивы” на блокировках выполнять хоть какие-нибудь маневры. Эй, Алексей, как ты на ней гонки выигрывал? Смеется…

 Фото: Екатерина Кузовова
Фото: Екатерина Кузовова

Вообще, именно радость и позитив у всех участников и зрителей (в основном, это члены семей спортсменов) — важная примета соревнований по джип-триалу, на которых мне удалось побывать (назывались они МТТ-Триал Чемпионат Московской области по джип-триалу 2019).

Несмотря на очевидную спортивную составляющую включающую строгое судейство, пенализацию за задний ход, касания ленты, технику безопасности, лимит времени и так далее, атмосфера тут совсем не спортивная, а дружеская.

Возможно потому, что спонсорских денег тут нет или почти нет? Участники готовят свои автомобили самостоятельно.

Поддерживающих немного, в данном случае это была лишь предоставившая призы компания CupperSport, да и сам Зюбанов, выделивший деньги со счета своей компании. Звучит, пожалуй, совсем не так эпично, как большой автоспорт с его многомиллионными спонсорскими контрактами с мировыми мега-брендами.

Но знаете что? За рулем черной “Нивы” меня совершенно не волнует, что снаружи она выглядит так, как будто какой-то неизвестный киногерой в последний момент спас ее из тисков гидравлического пресса для утилизации авто. Рев отсутствующего глушителя позволяет забыть, что под капотом — покрытый масляным налетом четырехцилиндровик из лавки старьевщика. Я нажимаю газ, и автомобиль послушно карабкается в косогор, идея заехать на который на любом даже самом крутом внедорожнике мне казалась утопичной еще несколько часов назад. Преодолеваю свои страхи каждую минуту, что нахожусь за рулем. Осознаю, что джип-триал — совсем не медленное и унылое карабкание, а настоящий интерактивный учебник по законам физики, в которых инерция занимает весьма почетное место.

 Столкновения с препятствиями — в джип-триале норма
Столкновения с препятствиями — в джип-триале норма

Один из самых ярких гоночных дуэтов — ярославцы Андрей Мороховец и его сестра Мария. На спецучастки они выходят, меняя друг друга в пилотском кресле. По итогам заездов, Маша опередила брата.

Одно из ухищрений, примененных в конструкции этого самурайчика — тяжелые колеса весом в 200 кг за счет дисков и стальных бедлоков.В “багажнике” — компрессор для пневматических блокировок.

Юрий Самодуров на специальном триальном автомобиле Spyder выступал вне зачета — конкурентов ему не нашлось. Подобные сегодняшним трассы также оказались слишком просты для такой техники с портальными мостами и возможностью поворота как передней, так и задней оси, а также возможностью торможения колесами лишь одной оси для разворота на месте.

Не обошлось и без дополнительного, незапланированного веселья. Один участник уложил мотор на своем чирке, и, чтобы не потерять свою позицию в сезонном рейтинге, вышел на трассу на подменном автомобиле, которым стала видавшая виды заднеприводная трешка BMW E30.

К всеобщему удивлению, автомобиль смог преодолеть значительную часть препятствий. Вот это технику раньше делали!

-24

Пожалуй, если бы такие фановые темы были на каждой триальной гонке, они быстро стали бы популярны среди молодежи. А там, глядишь, и участников бы прибавилось.

Фото: Екатерина Кузовова
Фото: Екатерина Кузовова

Несмотря на то, что на последней секции я увлекся крутым подъемом и протаранил последние ворота, пропустив несколько предыдущих, набрав сразу 210 штрафных баллов (и 360 баллов в за весь день), в нашем классе мне удалось занять второе место, обогнав опытного трофиста Романа Герасимова — во многом благодаря моему штурману Роману Шаткову.

Кроме шуток: считаю, что обучение на слегка подготовленной “триальной” машине (достаточно каркаса, цепких шин, колесных дисков с бедлоками, блокировок и главной пары) должно входить в обязательную программу обучения водителей внедорожников.

Бабах в дерево
Бабах в дерево

Джип-триал даже на уровне Чемпионата Подмосковья наглядно показывает, насколько мало мы сегодня используем возможности наших автомобилей, которые становятся все навороченнее год от года. Переход на автопилотирование — ожидаемая расплата за отказ современных водителей от собственно “водительских” навыков. Хотели роботов — получайте, вы это заслужили.

Ну а мы пока будем выезжать на косогоры на недорогих, некрасивых и помятых “котлетах” или закаркашенных стоковых машинах, и получать ни с чем не сравнимое удовольствие!

Автор выражает благодарность Алексею Зюбанову за предоставленный автомобиль, команде PRO-X (Project Russian Off-Road) и лично Алексею Меньшинину за приглашение на мероприятие.