Часть 12
Здравствуйте Дорогие читатели!
Сегодня речь пойдёт о жизни и смерти Корсаковского агарового завода.
Волей обстоятельств так сложилось, что судьбы двух заводов, Корсаковского и Кунаширского агаровых оказались намертво связанными.
Корсаковский агаровый завод был образован в 1916 году японцами в составе одного из 2-х предприятий как завод, перерабатывающий водоросль анфельцию лагуны Буссе. Давайте учтем это принципиальный момент.
При определении количества прироста и изъятия запасов анфельции японские специалисты допустили ряд критических просчетов и анфельция лагуны Буссе стала убывать ударными темпами.
В 1945 году, после капитуляции Японии Сахалин опять вошел в состав России.
Советскими специалистами было произведено обследование лагуны Буссе на предмет запасов анфельции.
Подсчитали - прослезились: анфельции оказалось всего-ничего – 27,8 тысяч тонн, с ежегодным приростом 3,3 тысячи тонн. Срочно ликвидировали Пригородный (второй японский) агаровый завод, чтобы уменьшить потребление анфельции.
Однако эта мера не помогла. Стране требовался агар в возрастающих количествах. И завод модернизировали до производительности 120 тонн пищевого агара в год.
Эта производительность требовала, как минимум, 1200 тонн в год сухой анфельции. Или 7 200 тонн анфельции – сырца.
Где взять сырье?
И тут взгляд передовиков социалистического производства зацепился за остров Кунашир.
На Кунашире, в свое время японцы поставили небольшой агаровый завод. Завод располагался в поселке Головнино, в проливе Измена.
Про остров Кунашир и поселок Головнино есть много информации в интернете, если интересно –прочитайте. Но у меня другая задача.
Агаровый феномен
Этот агаровый завод в Головнино имел прелюбопытнейший технологический процесс.
Вкратце сам процесс состоял в следующем: Прибитые штормом выбросы анфельции загоняли шестами в обустроенное устье речушки. Там анфельция отмывалась от грязи и иловых отложений, заодно происходило опреснение водоросли.
Далее подготовленную таким макаром водоросль помещали в деревянные баки и варили острым паром. Сам процесс извлечения агара применялся по известковой схеме. Известь брали из раковин моллюсков, которые в изобилии валялись на берегу.
Для этого был построен целый ракушечный заводик (справа на фотографии). На нем ракушку обжигали, мололи и получали чистейшую окись кальция.
Воду брали скважиной из подрусловья речки.
Но самое интересное в этом заводе - это энергетика. Чтобы делать агар из анфельции надо затратить много тепловой энергии ( до 17% в составе общих затрат). И тут природа сделала людям щедрый подарок.
Японские геологи обнаружили, что неглубоко под поверхностью, около поселка Головнино находятся термальные поля вулкана Головнина.
Проще говоря на небольшой глубине находилась еще неостывшая лава,на которую попадали подземные воды.
Идеальный парогенератор!
Этот парогенератор японцы заставили работать на благо себе любимых.
Пробурили скважину, поставили крантель и вот, хочу подаю пар, не хочу не подаю!
Завод имел небольшую производительность, всего 20 тонн в год.
Но в силу своих очевидных преимуществ:
-всегда свежее сырье (максимум выхода агара);
-неограниченный лимит пара;
- полная независимость от химикатов (своя окись кальция);
заводик был вполне супертехнологичным и сверхрентабельным.
Ничего себе не просил и только давал весьма качественный агар.
Продолжение следует…