Воспоминания о погибшем в бою за Родину Борисе Щастливце.
Записано со слов участника ВОВ Сердюков Юрий Данилович 10 апреля 1989 год
Бориса Щастливца я знал в довоенное время по совместной учебе и средней школе села Славянка, Межевского района, Днепропетровской области и с августа 1942 года по день его гибели в середине февраля 1943 года. Борис, Василий Марченко и я были близкими друзьями. Борис, перенесший перед войной смерть отца, был самостоятельным в своем доме и лидером среди нас. Он был принципиальным человеком, верным другом, немногословным и обаятельным человеком. Смелым юношей всегда вступался за справедливость, несмотря на то, один противник или целая группа. Борис был любознателен, трудолюбив. Нам нравился его интернационализм: он следил за боями в республиках Испании, знал обстановку на каждом фронте, знал героев боев с фашистами, мечтал с оружием в руках прийти им на помощь. Борис зачитывался книгами дьяволят, встречался с участниками боев на Халхин-голе, заслушивался их рассказами о настоящей войне, ее трудностях, потерях, всем своим существом ненавидел фашизм, воспринимал его своим личным врагом. Летом он работал в колхозе, учился водить трактор, а видел себя за рычагами танка идущего в бой с фашистами. Он был хорошим спортсменом, имел все довоенные оборонные значки: ВС, ПВХО, ГТО, ГОО и всегда был занят делом, учебой, помощью семье, общественной работой, спортом, общением с друзьями.
В августе 1941 года мы расстались с Борисом и Василием, так как я с отцом эвакуировался в Алексеево-Лозовское Ростовской области, где закончил 10-й класс, а моя мать и малолетние сестры остались в оккупации.
В конце июля 1942 года (отца призвали в армию) я попал в оккупацию в с. Алексеево-Лозовое и в августе 1942 года пешком возвратился к матери в с. Славянку, где вновь встретился с Борей, Васей и другими ребятами. Борис к этому времени уже имел оружие и активно продолжал его поиск в местах боев. Ребята расспрашивали меня о годе, прожитом на свободной советской земле, потому что я читал о победах наших войск под Москвой, Ростовом и Тихвином, о чем мои друзья совершенно не знали. Песенку, которую я напел на вечеринках под гитару «Теплый ветер дует, развезло дороги и на южном фронте оттепель опять» пели как песнь победы! Многое забыто, разлилось в дали времен, но отчетливо помнятся лица Бори, Васи и других, на которых и сейчас видятся мне отсветы веры НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ! ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ! ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ! Ни тени сомнения в этом не было, мысли только о том, что мы можем сделать" Как ускорить этот долгожданный час. Борис был наиболее деятельным и авторитетным товарищем и поэтому стал практически организатором подпольной комсомольско-молодежной группы сопротивления с. Славянка, которую назвали «Прибой». Организационно группа оформилась примерно в ноябре месяце 1942 года, когда члены группы в доме Бориса расписались на письменной клятве группы (основой ее был текст воинской присяги) и расписались на ней кровью, что было наивно, но оплачивалось жизнью. В это время члены группы
Борис Щастливец
Владимир Первий
Василий Марченко
Алексей Максименко и я имели оружие, которое хранили дома, а по ночам выходили с ним на дороги, но боевых стычек с фашистами не завязывали, так как местность наша открытая, безлесная и достигнуть скрытости был почти невозможно. Члены группы:
Александра Яковенко,
Зоя Дорош
Засилий Гошко и другие, собирали листовки, устанавливали связи с другими ребятами.
В феврале 1943 г. , когда наши войска стали приближаться к нашим местам, ночами мы становились хозяевами села, доставали оружие и боеприпасы, обыскивали брошенные полицией и немцами автомашины и здания. В середине февраля 1943 года вооруженные члены группы:
Борис Щастливец
Владимир Первый
Василий Марченко
и я вышли ночью в село Камянка Добропольского района Сталинской области, где по рассказам, боролся с фашистами отряд местных жителей, чтобы присоединиться к нему для совместных действий. По пути к нам присоединились знакомые ребята старшего поколения
Ковган
Белицкий,
Яков Первий, отец нашего друга Володи, партизан гражданской войны, вооруженный еще партизанским наганом. К концу ночи мы добрались до с.Каменка Добропольского р-на Сталинской обл.
Утром следующего дня группа участвовала в обстреле немецких мотоциклистов-разведчиков на окраине села Камянка. Сразу же после стычки с командованием отряда, Борис решил вопрос о том, что наша группа с выделенными в помощь ей 4-5 людьми на двух конных санных упряжках войдет в родное село Славянка, захватит там школу, в которой фашисты хранили зерно и держат ее до прихода наших частей. Грохот канонады приближающегося фронта все усиливался.
В хуторе Руновка, до которого от села Славянка около 3-х км., произошел бой с карателями, подъехавших на большой машине с тентом. Фашистов было много, вооруженных автоматами, а мы разнородным оружием, винтовками, карабинами и несколькими гранатами. В этом бою погибли отец и сын Первии и три человека ранены, а враги уничтожены почти полностью. Уже после войны, нам рассказали, как их привезли и похоронили наспех в Славянке. О подвиге старого партизана и его сыне упоминается в „Історії міст і сіл України Дніпропетровська область", раздел с. Славянка.
Борис Щастливец в этом бою был вездесущ, именно ему удалось гранатой подорвать машину, ошеломить врага, уничтожить многих из них. В разгар боя мимо нас проскочила машина со стороны фронта и была обстреляна нами, но не повреждена. Стало ясно, что фашисты подбросят подкрепление и мы, забрав раненых, отошли в село Камянку. В ту же ночь руководство отряда приняло решение переходить линию фронта, так как стало известно, что немцы подбросили в наш район больше сил, появились ранее отсутствующие танки и наши войска остановлены.
На 12-14 санях примерно 13-15 февраля 1943 года мы глухими дорогами, по бездорожью перешли фронт. Нас встретили советские воины в непривычной форме с погонами, разоружили, накормили и к вечеру, выдав новое оружие и достаточно боеприпасов, доставили на машинах на окраину Красноармейского Рудника.
Нас довезли, буквально, к передовой, вокруг свистели пули и рвались снаряды. За стеной какого-то здания нас встретил командир танковой части, оборонявшей рудник, без головного убора, с перевязанной головой, накинутой на плечи дубленке, молодой и красивый, он произнес пламенные, не забытые до сих пор слова: «Сыны мои! Я должен отправить вас в тыл, на учебу. Но у меня танки, а враги подбросили больше силы, яростно наступает и я именем Родины, вынужден бросить все! В бой!». Нам назначили за старшего сержанта и определили рубеж обороны -мост над ж/д путями у шурфа шахты.
Мы держали тут оборону несколько дней. Здесь и погиб, в составе защищавшего рудник танкового подразделения, не значившийся в его списках, но признанный горячей любовью к Родине и приказом командира отвечавшего за оборону рудника, руководитель полной комсомольско-молодежной группы «Прибой» села Славянка, Межевского района, Днепропетровской области, патриот своей Родины Борис Щастливец.
Участок нашей обороны терроризировал опытный автоматчик -фашист, искусно прятавшийся в вагонетках буквально рядом и погубивший несколько наших бойцов. Мы вели по нему огонь, но безрезультатно. Борис был, одержим желанием убить его. Он как охотник завязал с ним поединок, выманивая приманками и бил по обнаружившему себя врагу. Борис решил забраться на мост и оттуда сразить врага, мы с Василием пытались остановить его, но он был неудержим. Когда он поднялся по баку примерно до половины, раздалась короткая автоматная очередь. Друг наш рухнул бездыханный на мерзлую землю, на его высоком челе зияли две маленькие дырки с запекшейся кровью...
А.Мальцев
командир РПО "Донбасс"