Спойлер: совсем не потому, что вы забыли про темнокожую Фрингилью, а во втором сезоне сериала обещают и темнокожего ведьмака.
Так исторически сложилось, что большую часть книг, которые подверглись экранизации, я прочитала как раз после. Под раздачу попали, например, весь "Гарри Поттер", "Властелин колец", "Дневник служанки", "Прислуга" и ещё несколько разной степени известности книг. Поэтому весьма ожидаемой реакцией на сериал от Netflix "Ведьмак" и стала покупка и практически "залповое" чтение сборника из семи книг - теперь я уже могу позволить себе так его называть - пана Анджея Саповского.
К сожалению, я не умею смаковать чтение, а поглощаю книги так, как поглощает конфеты вечно худеющая женщина в очередной срыв: пока ничего не останется. Все параллели, реминисценции, отсылки у меня включаются на, как я его называю, книжном after-party. И это же помогает мне не примыкать к клану книжных фанатов, выступающих за чистоту авторского слова при экранизации.
В чтении, как и в любом другом занятии, главное - получить удовольствие. Эстетическое, физическое, душевное - кому как нравится. Превращать сравнение книги и экранизации в отдельный вид искусства - перспектива весьма сомнительная и дурно пахнущая, но процветающая на просторах сети. И вроде можно бы понять поклонников творчества писателя: борются за правое дело, но всегда есть одна вещь, о которой предпочитают забыть. Как только права на экранизацию приобретены, мы говорим уже о самостоятельном произведении - фильме или сериале - со своим автором.
Почему не прокатывает в школе "я смотрел фильм" вместо "я читал"? Потому что между режиссером и писателем нельзя поставить знак равенства. Мы получаем два взгляда, две мировоззрения, которые вполне себе могут отличаться друг от друга, как сахар отличается от соли. Стоит помнить и о том, что кино должно быть более актуально, отвечать современным тенденциям, реагировать на происходящие в мире изменения, тогда как книге это совсем необязательно.
А теперь о экранном и книжном "Ведьмаке". Что разъярило фанатов?
Кастинг. Причем почти в полном составе. Кавилл отдает Голливудом, а Геральт "нитакой". Аня с индийскими корнями и молода, а Йеннифэр "нитакая". Хоть Лютик везде Лютик. Читателя можно понять: ему хочется соответствия образа героев из книги образам на экране. Да и чувство справедливой обиды за любимого автора не даёт покоя.
Сценарий. Если вы смотрите сериал, не зная книг, придется пересмотреть ещё раз, чтобы обнаружить места, на которые могли не обратить внимание. Зрителю не особо трудились объяснить, что не так с течением времени и мотивами поступков героев. Черт возьми, даже такая элементарно необходимая вещь для понимания истории, как политика, куда-то затерялась! Потому и ни разу не очевидно, что двигало Нильфгаардом в нападении на Цинтру. Как говорится, ничего непонятно, но очень интересно.
Толерантность. Что ни говори, а "Ведьмак" - этакое фэнтези от реализма, а вышла сказка о сильных и независимых женщинах, которым помогает чуть менее сильный и независимый ведьмак, и все это на фоне процветающего равенства и братства народов мира. (Да, мы подошли к тому, что не бывает темнокожих эльфов) Однако абстрагироваться от этих примет нашего времени всё-таки не получится: слишком давят и перебивают всю идею.
Что мы получили в итоге?
Поклонников книги и игры, праведно вопиющих: "в книге было по-другому". Полуравнодушных зрителей с девизом: "на один раз пойдет". И тех самых, пытающихся во всем найти золотую середину (ребята, я с вами). А середина такова: читайте, смотрите и помните, что перед вами два разных мира, в которых герои живут по законам именно этих миров. Сериальная версия "Ведьмака" ни плоха, ни хороша в сравнении с книжной. Она вполне самостоятельна, а значит имеет право рассматриваться как отдельное произведение. И на чеканную монету тоже.
Впереди на канале больше обзоров на книги и фильмы, историй и наблюдений. Подписывайтесь для нашего интересного будущего, комментируйте для интересных тем!