Поиск инвестора сегодня для многих является задачей номер один. Есть проект или бизнес-идея, но нет средств на ее реализацию. Можно конечно пойти в банк за кредитом. Но там потенциального соискателя ждет глубокое разочарование. Деньги дадут, но под залог имущества. Это уже не кредит, а ломбард какой-то. Было бы то имущество, которым можно было бы так рисковать, стартапер продал бы его (вместо получаемых в банке 40 и в лучшем случае 60% от заниженной оценки) и вложил бы средства в свой бизнес.
Время идет, а идея все также остается идеей. Дело не двигается с места только из-за того, что нет нужных средств. Проходит месяц-другой, год. Жалкие попытки собрать требуемую сумму заканчиваются полным фиаско. Выход в такой ситуации только один: найти инвестора. Сказано-сделано, ну или почти сделано. Поиск инвестора порой является не менее сложной задачей, чем создание бизнес-проекта. Это Вы знаете, в чем преимущества именно Вашей идеи, Вам не надо самому себе что-то доказывать, все у Вас в голове.
А инвестора нужно убедить. Причем убедить его нужно безоговорочно. Маневры а-ля «вокруг да около» здесь не «прокатят». Давить на жалость и говорить о том, что Вы такой бедный несчастный, носитесь со своей золотоносной идеей и не находите того самого «богатенького Буратино», который поможет Вам воплотить ее в жизнь, за определенное вознаграждение, разумеется, тоже бесполезно. Остается одно – продумать четкую стратегию убеждения от момента первого рукопожатия или телефонного звонка, до момента, когда уже теперь Ваш инвестор скажет «по рукам».
При поиске инвестора многие соискатели допускают ряд ключевых ошибок, которые породили мифы относительно этого сложного процесса. В процессе этой статьи мы развеем их и покажем, что же такое на самом деле поиск инвестора.
Итак, миф первый: выбор инвестора
Многие полагают, что для любого бизнеса, начинающего и не только – инвестором может выступать одно и то же лицо. На самом деле это несколько не так. Да и условия инвестирования могут быть разными. В зависимости от того, на какой стадии развития находится бизнес, следует определяться с теми инвесторами, которые будут заинтересованы во вложении средств в него.
Если это стартап, который предполагает наличие пилотного варианта продукции, возможно патента на нее, но при этом без отлаженной команды специалистов, то в качестве инвесторов могут выступать, к примеру, родственники или друзья. Найти серьезного инвестора, который бы вложил большие деньги в такой проект очень сложно. Возможно, Ваша продукция заинтересует какое-либо предприятие, и Вы сможете стать его поставщиком, после того, как оно, в свою очередь поможет Вам наладить производство.
Работа компании уже начата, продукция выпускается, а команда находится в стадии формирования, найти инвестора уже куда более простая задача, чем в первом случае. К примеру, фирмой могут заинтересоваться венчурные фонды. Также, проект можно предлагать частным инвесторам, которые находятся в поиске сфер для капиталовложений.
На этапе роста, когда появляется первая прибыль, компания может быть привлекательна уже для более широкого круга потенциальных инвесторов. Ведь в данном случае речь идет о том, что идея уже начала работать и приносить первые дивиденды. Поэтому потенциальный инвестор будет смотреть на нее уже несколько в другом ракурсе. Да и получатель инвестиций уже не будет «мальчиком для битья».
Когда компания переживает бурный рост, она тоже может нуждаться в инвестициях. Не всегда есть возможность расшириться только за счет своих капиталов. На помощь придут как банки, так и инвестиционные фонды. Теперь они уже не будут недоверчиво смотреть на Вас и требовать под залог все, что у Вас есть.
Наконец, в период зрелости, компания, которая уже твердо стоит на ногах, будет привлекательна буквально всем. Найти инвестора в таком случае будет достаточно легко. Тем более, большинство подобных компаний размещают свои акции и получают солидные инвестиции от акционеров.
Как только эта задача решена, возникает другой вопрос: где найти инвестора? Этот вопрос порождает второй миф.
Миф второй: инвестора можно найти где угодно, даже в ресторане
О чем это мы? Ах да, дорогие фешенебельные рестораны, гостиницы, курорты, богатые районы города и пригорода. Итак, представим себе следующую ситуацию. Ресторан, мужчины в дорогих костюмах, дамы в вечерних платьях, играет тихая успокаивающая музыка. Нет не современный Chillout, а самая, что не на есть классика, причем исполняется она вживую. Дорогие блюда, вежливые, официанты. И вдруг вся эта идиллия рушится, потому, что врываетесь Вы, с кипой бумаг…. то есть с ноутбуком или планшетом в руках, хватаете первого встречного богато одетого (по крайней мере, Вы так думаете) человека, и начинаете излагать ему свои мысли.
Вот уже пол часа Вы доказываете ему, что именно Ваша идея придорожного кафе достойна его внимания, именно у Вас будут самые классные блюда, а на втором этаже в надстройке расположится современный мотель, куда уставшие путники, в сопровождении своих спутниц будут с удовольствием подыматься и отдыхать.
При этом, Вы даже не замечаете, как лицо этого человека меняется, он пытается Вам что-то сказать, но Вы не даете ему вставить и одного слова, ведь время деньги, а Вам нужно столько успеть. Наконец, когда Вы закончили, он берет платок, стирает пот со лба и спрашивает Вас, будете ли Вы что-нибудь заказывать.
Конечно, встретить своего потенциального инвестора можно и на улице. Но чаще всего это происходит в голливудских фильмах с хэппиэндом. В реальности, для подобных встреч нужен,как минимум третий человек, который является одновременно и Ваших очень хорошим знакомым и другом инвестора. В противном случае, на Вас могут просто не обратить внимание. Подумайте внимательно, кто из Вашего круга мог бы свести Вас с потенциальным инвестором, если такой человек есть, Вам несказанно повезло. А если нет?
Что же делать в такой ситуации? Расстаться со своей идеей и мечтой? Вовсе нет. Сегодня есть масса способов познакомиться с тем, кто с удовольствием профинансирует Ваш проект. Один из таких способов – Интернет.
Эврика, скажете Вы, как же я раньше до такого не додумался? Ведь проще простого, найти во всемирной паутине пару сотен «толстосумов» и отправить им письма, что мол, такой-то и такой-то имеет такую-то идею, которая сможет значительно увеличить их капиталы. Даже если к подобному письму будет приложен отличный бизнес-план, идея может провалиться. Не нужно перебарщивать. Достаточно выбрать несколько потенциальных инвесторов и сделать качественную рассылку. Выбор в данном случае должен быть осознанным, а бизнес план раскрывать все особенности и выгоды, но как можно лаконичнее.
Следует помнить, что большинство инвесторов – люди занятые и читать художественные произведения на тему их будущих капиталовложений и потенциальных прибылей им некогда, да и попросту неохота. В итоге, Ваше письмо может отправиться в папку «Спам» и благополучно пролежать там до «Второго пришествия». Поэтому стоит тщательно подготовить предложение, возможно посоветовавшись с кем-то, у кого в этом есть опыт.
На мой взгляд, лучше всего подходят для поиска инвесторов профессиональные мероприятия. Все приходят специально по делу: одни представить свои проекты, идеи, а другие внимательно послушать и задать вопросы.
Миф третий: поговорим о том, о сем
Итак, предположим, Вы приглашены на личные переговоры с потенциальным инвестором. Это уже достижение, значит, Ваше письмо, а вернее, проект, его заинтересовал. Но к презентации, которая Вам предстоит необходимо готовиться не менее тщательно, чем к рассылке. Необходимо помнить, что время-деньги и инвестор может не дать даже пяти минут. Поэтому важно сосредоточится и суметь изложить суть идеи вместе с перспективами за короткий промежуток времени.
Не стоит говорить того, что не интересует потенциального инвестора. Это может вызвать неоднозначную реакцию. Также, если у Вас есть иные проекты, помимо этого, лучше их не озвучивать. Вы вряд ли получите искомые инвестиции, если инвестор не будет видеть, что Вы готовы выложиться именно для этого проекта на все сто.
К тому же, преувеличение своих возможностей – это тоже типичная ошибка соискателей. Если Вы идете на обман, а именно так это будет расценено другой стороной, которая, зачастую не менее опытна, чем Вы сами, а иногда и более, то приготовьтесь к громкому фиаско с последующим выходом за дверь «не солоно хлебавши».
Миф четвертый: доверяй и не проверяй
Может ли потенциальный инвестор оказаться обманщиком? Да, конечно может. Причем существует множество схем обмана, благодаря которым лжеинвесторы или даже лжепосредники могут «кинуть» соискателя.
Поэтому инвестору нужно устроить не менее строгую проверку, чем он устраивает Вам. В ходе этой проверки необходимо выяснить, с кем до этого он работал, какие были достигнуты результаты. Уже это поможет уберечь себя от неприятных ситуаций.
Не стоит пребывать в эйфории после того, как Вы договорились о встрече с инвестором или кто-то пообещал Вам устроить ее за небольшое вознаграждение. Часто под максой благодетеля скрывается настоящий мошенник. Одна из распространенных схем – захват бизнеса. Сделать это опытному человеку достаточно легко. Вы раскручиваете Ваше дело, налаживаете весь процесс, а мошенник намеренно создает ситуацию, при которой бизнес оказывается, что называется, на грани. После этого он выкупает контрольный пакет и становится полноправным владельцем компании.
Еще одним распространенным видом мошенничества является банальное похищение Ваших идей. В процессе встречи с потенциальным инвестором Вы полностью раскрываете всю подноготную Вашего потенциального бизнеса. Но возможно, под маской инвестора скрывается мошенник. Он внимательно Вас выслушает, и, поняв суть Вашей идеи, сам откроет бизнес, без Вашего участия.
Наконец, мошенники могут встречаться под личиной тех, кто готов помочь Вам в поиске инвестора. Различные брокеры и консультанты могут элементарно водить Вас за нос, а в заключительной части разыгранной ими комедии взять предоплату и испариться. При этом, сама предоплата берется на какие-либо «благородные цели» вроде оплаты приезда инвестора, изучение бизнес-плана и так далее. Всегда хочеться, чтобы оплата за услуги производилась только после того, как инвестор найден и договоренность достигнута документально, то есть когда есть гарантии, но в реальности ни один посредник не сделает даже звонка, пока ни будет понимать, что звонок кем-то оплачен.
Итак, процесс поиска инвестора – задача не из простых и порой сопряжена с множеством подводных камней. Сложности при поиске инвестора могут возникать даже там, где соискатель этого не ожидает. Поэтому лучше всего заниматься этим вопросом не самостоятельно, а через надежных партнеров. С помощью нашего ресурса Вы сможете найти себе действительно заинтересованных в развитии именно Вашего бизнеса людей, которые готовы вкладывать свои ресурсы в Вас.
Подписывайтесь на мой канал (Путь партнерства, инвестиций), обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.
Интересно Ваше мнение по этой статье - пишите в комментариях.
#Греднев илья #инвестор #презентация проекта #продвижение идей #предпринимательство