Авиапредприятие «Северсталь» за счет эксплуатации самолетов Superjet 100 (SSJ 100) производства компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) по итогам 2019 года существенно нарастило пассажиропоток и расширило маршрутную сеть.
"Не может быть!", - скажете вы. Ведь только и слышно, как от Суперджетов, якобы, отказываются большинство иностранных авиакомпаний, а российские не могут добиться их эффективной эксплуатации?
По теме: Что мешает летать Суперджету? Разбор полетов
Давайте посмотрим!
Как начиналась эксплуатация SSJ 100 в авиакомпании "Северсталь"?
7 февраля исполнилось год с начала коммерческой эксплуатации самолетов Superjet 100 на АП «Северсталь». Контракт на покупку шести самолетов Sukhoi Superjet 100 общей стоимостью 12,6 млрд рублей был заключен весной 2018 года. По сообщению пресс-службы ПАО "Северсталь", программа обновления авиапарка будет реализована до 2022 года. Вот как прокомментировал это событие гендиректор компании «Северсталь» Александр Шевелев:
«Нам важна возможность оперативного перемещения сотрудников «Северсталь» между городами нашего присутствия. И мы хотим, чтобы это происходило эффективно и с комфортом. Кроме того, авиапредприятие «Северсталь» выполняет важную социальную и экономическую функцию для города," - сказал он.
Все шесть самолетов заказаны в компоновке 8 бизнес-мест плюс 85 эконом. Для сравнения Суперджеты для авиакомпании "Аэрофлот" поставляются в компоновке 12 кресел бизнес-класса и 75 — эконом.
В АП "Северсталь" уже четыре самолета Superjet 100, три из которых получены в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Два SSJ 100 (RA-89118 и RA-89119) перелетели в Череповец в начале января 2019 года, еще один борт (RA-89135) пополнил парк авиапредприятия в декабре. Причем этот самолет стал первым SSJ 100, поступившим в эксплуатацию с новыми саблевидными законцовками крыла типа "сайберлет" (от английского saber – сабля, по их характерной форме) Их сертификация завершилась к концу прошлого года.
Как утверждают специалисты, главное преимущество самолета SSJ 100 с законцовками в том, что эксплуатация воздушного судна становится более экономичной - расходы на авиакеросин могут быть снижены не менее чем на 4%. К тому же, законцовки практически ничего не добавляют к общей массе самолета, так как выполнены из композитов. Их установка способствует улучшению взлетно-посадочных характеристик.
Вот так рождаются легенды!
Кстати, по поводу эффективности законцовок. В начале февраля аэропорт Домодедово накрыло туманом и низкой облачностью - аэропорт не принимал. В результате, часть бортов ушли на запасные аэродромы, некоторые садились, когда появлялись "окна". А вот самолет Северстали SSJ-100, оснащенный законцовками, остался висеть в зоне ожидания в течение почти 4 с половиной часов, после чего благополучно сел.
Примечательно, что "сайберлеты" могут устанавливаться не только на новые, но и на ранее поставленные самолеты (а таких в компании три), причем это можно сделать в самих авиакомпаниях в ходе технического обслуживания по сервисному бюллетеню, которые, как отметили в ГСС, "уже разработан и выпущен". То есть, закупай и ставь. Интересно, сколько это удовольствие будет стоить для авиакомпаний?
Как повлияла эксплуатация самолетов Superjet 100 на показатели авиакомпании?
В настоящее время АП "Северсталь" выполняет регулярные и чартерные рейсы по России, странам СНГ и Европы с международного аэропорта "Череповец" (управляется самим авиапредприятием). В 2018 году из шести самолетов CRJ-200 вывели из эксплуатации 2 самолета. В 2019 оставшийся 32-местный Як-40 передали Вологодскому авиапредприятию. Сейчас в авиапарке четыре 50-местных Bombardier CRJ-200 и четыре SSJ 100 (из шести по контракту). Суммарная провозная емкость восьми самолетов составляет 579 кресел, 24 из них — бизнес-класса. Рост провозных емкостей поднял АП "Северсталь" в рейтинге ведущих авиакомпаний России. Но не намного. К сожалению, за последние 3 года АП "Северсталь" не попала даже в ТОП-25 авиакомпаний по числу упоминаний в СМИ, что говорит о слабой работе пресс-службы.
По теме: Не мешайте летать Суперджету!
Во-вторых, благодаря эксплуатации самолетов Superjet 100 по итогам 2019 г. авиапредприятие "Северсталь" существенно нарастило пассажиропоток и расширило маршрутную сеть: с 14 января начаты регулярные рейсы в аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), с 23 мая — в турецкую Анталью. Открыты новые маршруты между городами России: Мурманск—Архангельск; Петрозаводск—Симферополь; Череповец—Петрозаводск—Архангельск; Петрозаводск—Сочи; Петрозаводск—Анапа; Анапа—Апатиты; Сочи—Апатиты (и обратно).
В 2017 г. авиакомпания перевезла 241 тыс. чел., в 2018 году - 243 тыс. чел., а в 2019 г. - по независимым оценкам уже 315 тыс. чел. Рост к уровню 2018 г. составил почти 30%, что втрое больше, чем во всей гражданской авиации России. В планах авиакомпании увеличение объема пассажирских перевозок до полумиллиона человек. По данным Росавиации, за 11 месяцев 2019 года, авиапредприятие заняло 25-е место в отрасли по числу перевезенных пассажиров (за аналогичный период 2018 г. — 27-е место). В 2017 г. показатель занятости пассажирских кресел самолетов CRJ-200 составил 63,1% (средний 83,2%), что превысило результаты 2016 г. на 16,1%. По Суперджетам данных нет. Кстати, последние три года компания не дает разрешения Росавиации на публикацию статистических данных, что не позволяет сформировать объективный взгляд на ее деятельность.
Тем не менее, для дальнейшего развития авиакомпании нуждается в более вместительных самолетах. Как вариант рассматривалcя Bombardier CRJ900, однако выбор был сделан в пользу Superjet 100. Было ли оказано какое-нибудь давление на руководство компании - неизвестно. Но поскольку самолет наконец-то оправился от многих своих "детских болезней" и уже устойчиво стоит на "ногах", это позволяет рассчитывать на определенный коммерческий успех. Все будет зависеть от грамотного подхода менеджмента авиапредприятия к эксплуатации. Однако пока окончательные выводы по результатам эксплуатации Sukhoj Superjet 100 делать еще рано. Действительно, парк самолетов Superjet 100 полностью еще не сформирован. Маршрутная сеть обкатывается. Лучше подождать статистические данные за 2020 год.
Как говорили в известной советской кинокомедии, "торопится не надо"! Главное летайте, проводите вовремя и в нужном объеме техобслуживание, поддерживайте летную годность, работайте с изготовителем самолетов и поставщиками запчастей - все как положено! Удачи и успехов!
По теме: Российский авиапром в ожидании события, вселяющего надежду. Об итогах 2019 года
Читателям - спасибо за внимание!