Здравствуйте, дорогие подписчики канала "История + Кино"!
Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как в 19 веке складывались отношения знатных господ и прислуги, работающей в их доме.
Доброжелательность и вежливость - прежде всего
Благодаря кинематографу и литературе, в том числе, классической, у людей нередко складываются неверные представления о том, как на самом деле владельцы богатых домов относились к своим работникам.
Ничего похожего на "Подай-принеси-пошёл прочь" на самом деле не было и в помине, если, конечно, хозяева дома были адекватными людьми, а их прислуга - воспитана и корректна.
Конечно, бывали и исключения, когда барин называл своего лакея неприличным словом, а барыня могла запустить в свою горничную домашними туфлями.
Но хозяева-самодуры пользовались дурной репутацией не только среди своей челяди, но и в высшем свете, если об этом становилось известно посторонним людям.
Поэтому, знатные и богатые особы старались вести себя с прислугой корректно и по-человечески.
Правила хорошего тона в 19 веке предписывали обходиться с прислугой вежливо, да и большинство владельцев богатых домов и усадеб сами понимали, что лакей или кухарке - не механическая игрушка, подносящая чай или готовящая обед, а живой человек.
Хозяева допускали, что слуги тоже могут ошибаться, и если это случалось не по вине работника, относились к его невольному промаху с пониманием.
Если же слуге и делался выговор, то наедине, а не при других людях.
Владельцы домов обращались к прислуге на "вы", "тыканье" же или оскорбления челяди считались дурным тоном.
Брань, особенно площадная, в адрес слуг считалась в приличных домах делом не только бесполезным, но и вредным.
Мало того, что так можно было обидеть человека, который случайно допустил ошибку, так ещё и выставляла хозяев дома в смешном виде перед другими слугами и домочадцами.
Да и вообще в продвинутых домах считали, что слуг нужно побольше хвалить и поменьше ругать: ведь на энтузиазме человек сделает работу лучше и быстрее, чем если он будет пребывать в расстроенных чувствах из-за наказания.
Что требовалось от прислуги
От слуг же требовалось, чтобы они с почтением, но без раболепства относились к своим господам.
Не поощрялись односложные ответы. "Да" или "Нет" говорить хозяевам не следовало. Воспитанная прислуга должна была обязательно отвечать: "Да, барыня", "Нет, барин".
Также слуги должны были обращаться исключительно на "вы" ко всем без исключения родственникам своих господ, включая даже самых маленьких детей.
Если челяди в доме было много, то за каждым работником закреплялось определенное помещение, в котором тот должен был поддерживать порядок и вовремя прибирать.
Другие слуги входить в "чужие" комнаты не имели права, если только это не было необходимо в связи с временной подменой основного "смотрителя".
Как слугам следовало обращаться с гостями
Когда работнику кто-то из визитеров передавал письмо или посылку с просьбой передать это господам, слуга должен был сделать это незамедлительно.
При этом прислуге нельзя было заводить долгие разговоры с гостями или, тем более вместе с ними "перемывать кости" хозяевам дома или их родственникам и знакомым.
О каждом визитере нужно было как можно скорее доложить барину или барыне и только получив их разрешение, приводить гостя в хозяйскую приёмную.
Делать это следовало быстро, так как считалось неприличным слишком долго держать в прихожей пришедших в дом людей.
Когда же визитер собирался уходить, долгом хорошо воспитанной прислуги было подать ему шинель или пальто прежде, чем хозяева дома об этом напомнили бы.
Категорически запрещалось греметь замком или стукать дверью, впуская или выпуская из дома гостя.
Чтобы избежать сплетен
Хозяева богатых домов прекрасно понимали, что посторонний человек в доме может стать источником сплетен, а потому никогда не нанимали на работу прислугу, которая прежде работала в доме у их знакомых или родственников.
Неважно: уволился тот работник по своему желанию или хозяева, которых он не устроил, указали ему на дверь.
Слуг часто нанимали по рекомендациям, но это обязательно должен был быть человек "со стороны".
Также, чтобы челядь не распространяла сплетни о своих господах, хозяева старались не ссориться с близкими в присутствии работников.
Если мужу или жене нужно было серьёзно и, тем более, на повышенных тонах поговорить со своей второй половинкой, то это делалось за закрытыми дверями и при этом как можно дальше от глаз и ушей любопытной прислуги.
Считалось недопустимым в присутствии посторонних обсуждать семейные проблемы и дела, касающиеся как самой семьи хозяев дома, так и их родственников и общих знакомых.
Когда же господа разговаривали со слугами о других знатных и богатых людях, то непременно называли членов семьи и знакомых не просто по имени и фамилии, но с прибавлением отчества, звания, титула и чина если те имелись.
Заключение
Большинство представителей привилегированных сословий ещё в просвещенном 18 столетии поняли, что как ты относишься к людям, пусть даже и небогатым и незнатным слугам, так и люди будут относиться к тебе и к своим обязанностям.
По этой причине большинство господ считало нормой вежливое и корректное обращение с прислугой, а вот хамство, унижения и оскорбления, не говоря уже о физических наказаниях по отношению к наёмным работникам, считали нонсенсом и самодурством.
Те же, кто был груб к своим слугам и относился к ним как к быдлу, даже не пытаясь этого скрывать, в конце концов становились предметом насмешек и презрения для других людей.
Однако нужно понимать, что взаимная вежливость приветствовалась именно по отношению к наёмной прислуге, но никак не к крепостным крестьянам, отношение к которым у многих господ было, мягко говоря, несколько другим.
--------
Возможно, вас заинтересует и эта статья о жизни русского дворянства:
Правила поведения в дворянской семье в 18-19 веках: родственные отношения
--------
Понравилась статья?
Ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть что сказать по поводу данной публикации.