Гай Ричи, один из самых ярких кинорежиссёров современности, начал свою карьеру с картины «Карты, деньги, два ствола», вышедшей в 1998 году и всколыхнувшей тогда умы общественности. Новаторский, дерзкий, смешной, витиеватый и до мозга костей английский, фильм мгновенно стал классикой мирового кино. С первой же картины Ричи громогласно заявляет о своём авторском стиле, который отличается поначалу разрозненной, но в итоге слитной историей, клиповым и параллельным монтажом, качественным британским юмором и криминальной составляющей. Второй полнометражный фильм Гая Ричи «Большой куш» (2000) также продемонстрировал зрителям все характерные особенности молодого амбициозного режиссёра, чётко обозначив фирменный стиль.
Но с последующими фильмами Ричи было всё не так однозначно. «Унесённые» (2002) номинируются практически во всех категориях анти-премии «золотая малина», «Револьвер» (2005) выходит чересчур замудрённым и арт-хаусным для массового зрителя, и лишь «Рок-н-рольщик», вышедший в 2008 году, снова в юмористически-криминальной манере повествует о мелких и крупных гангстерах и о делах преступных группировок. Вскоре Гай Ричи, к удивлению, но не к разочарованию зрителя, отдаляется от авторского кино в сторону коммерческого. Последующие «Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней» стали чем-то совершенно новым в карьере режиссёра, но при этом оказались превосходными в жанре развлекательного кино. Затем были неплохие «Агенты А.Н.К.Л.», провалившийся в прокате «Меч короля Артура» и уж совсем заказной проект «Алладин» от компании Disney. Ричи экспериментировал с жанрами, но преданный поклонник мечтал увидеть среди новых работ режиссёра что-либо, похожее на первые две картины. И таким громким возвращением стали «Джентльмены».
Сюжет картины повествует о конфликте между несколькими мужскими персонажами (теми самыми джентльменами), разворачивающимся ни где-нибудь, а, само собой, в Великобритании. Американец Майк Пирсон, владеющий гигантской империей, специализирующейся на продаже марихуаны, решает «уйти на пенсию», продав свой бизнес за несколько сотен миллионов фунтов стерлингов. И вроде находится потенциальный покупатель, но цепь случайных событий внезапно могут изменить условия сделки. Помимо всего прочего, некий частный детектив, нарыв кучу важных сведений, решает шантажировать Пирсона через его помощника, преподнося улики в виде киносценария. Таким образом, Гай Ричи демонстрирует в какой-то степени фильм в фильме, к подобному притягательному приёму совсем недавно прибегал Квентин Тарантино в «Однажды в… Голливуде». Сюжет картины довольно прост, но в данном случае это является несомненным плюсом, ведь излишние усложнения, на мой взгляд, в фильме были бы неуместны.
Актёрский состав бесподобен. Здесь и Мэттью МакКонахи в главной роли, и невероятно смешной Колин Фаррелл, и Хью Грант, и Чарли Ханнэм. Актёры здесь, конечно, не выдают чего-то сверхвыдающегося (да Гаю Ричи и не свойственна глубинная работа с актёрами), но все персонажи абсолютно заслуженно на своих местах. А самое главное, что мы буквально видим на экране, как сами актёры получают удовольствие от постановки.
В картине есть всё, что так полюбили зрители в ранних работах Ричи: фирменные заглавные титры; клиповый монтаж, то ускоряющийся до рапида, то переходящий в замедленную съёмку; параллельный монтаж, в котором две сцены проходят одновременно; колоритные гангстеры; проработанные диалоги; стрельба, погоня и чёрный британский юмор. Гай Ричи увлекает, смешит, интригует и удивляет.
Итак, что мы имеем? По моему мнению, лучший фильм Гая Ричи, исключая лишь только «Большой куш». Режиссёр мастерски играет на чувствах зрителей, прибегая ко всем приёмам, что у него получаются лучше всего. «Джентльмены» наряду с «Картами» и «Большим кушем» стали своеобразной трилогией – визитной карточкой неповторимого стиля (если добавить сюда ещё и «Рок-н-рольщика», получится тетралогия). Картину хочется хвалить за всё то, что так сильно полюбили российские киноманы в культовых работах Ричи. От себя добавлю: пока что это лучшее, что выходило в кино в этом году в рамках американского проката.
И да, напоследок цитата: «Если желаешь быть царём джунглей, мало вести себя как царь. Надо быть царём» (с).
Моя оценка кинокартине – 8,3/10.
Спасибо, что прочли!