Персонаж проходит через арку
Самым лучшим способом понять, чем именно является персонаж, это изучить, как он проходит через арку. Что это значит? Этой фразой писатели и сценаристы обозначают развитие персонажа. Определить прохождение персонажа через арку легко: одна из его черт характера, буквально, меняется на прямо противоположную. В случае с Данте (актуально для обеих версий) это переход от живущего ради самого себя парня, неспособного найти место в мире, к готовому брать на себя ответственность персонажу, который чётко осознаёт себя, как защитника всего человечества.
Однако, вы ведь помните, что оригинал и ребут даже на уровне сеттинга и природы демонов сильно отличаются друг от друга. Также и здесь.
“Вы совсем раздолбали мой магазинчик… а ведь я ему ещё даже не дал название!!!”
Данте-из-оригинала
Давайте взглянем на Данте из оригинала на начало истории. Кем он является? На первый взгляд это хамящий каждому встречному и поперечному раздолбай, любящий всё ломать и веселиться по поводу и без. Но, давайте присмотримся повнимательней… он пытается начать собственный бизнес.
В открывающей сцене (сразу после флешфорварда) мы видим Данте, выходящего из ванной, расположенной прямо в том же здании, где находится и сам офис. Обстановка в офисе, хоть и раздолбайская, но вполне достойная. Есть и старомодный музыкальный автомат, и бильярд (знающие люди могут прикинуть цену), и письменный стол, на который кладёт ноги Данте - добротный и крепкий. Смог выдержать даже бросок на добрую пару метров.
А что у нас в ребуте?
Данте-из-Ребута в открывающей сцене предстаёт самым настоящим white trash. Не стесняется выйти на улицу без штанов. Живёт в трейлере. Всё свободное время прожигает в клубе.
Это изменено: я оцениваю именно финальную версию Данте-из-Ребута, но здесь можно увидеть “уши” изначально запланированной версии, которую можно было узреть в дебютном трейлере. В том, в котором Данте-из-Ребута курил, лениво шевелил своими макаронинами при стрельбе и имел характерные наркоманские синяки под глазами. После возмущения фанатов, Данте-из-Ребута отказался от сигарет, синяки под глазами исчезли, а мускулатуру ему поднакачали (хотя, всё ещё, меньше, чем в оригинале). На мой взгляд, для нового культурного кода эта версия куда более гармонична. Она бы сделала и Вергилия-из-Ребута более ценным злодеем, но имеем, что имеем.
Данте-из-Ребута не может найти своё место среди людей. Это очень хорошо перекликается с тем фактом, что у него нет и капли человеческой крови. Его родители: ангел и демон, а не демон и человек, как у Данте-из-Оригинала. В итоге новый Данте ведёт, по сути, жизнь гопаря. Фанаты, конечно, утрировали эту черту, но тем не менее.
Этот факт очень повлиял и на… оружие обоих Данте. Данте-из-Оригинала, очевидно, имеет деньги. Несмотря на бунтарский внешний вид, он в курсе культуры. Причём, как современной, так и классической культуры. Всё его оружие материально. И меч “Мятежник” (давайте я не буду останавливаться на символизме названий, хорошо?) и парные пистолеты “Эбони” и “Айвори”, созданные по частному заказу, чтобы их механизм выдерживал то, как с ними обращается герой.
У Данте-из-Ребута всё оружие нематериально. Он - нищеброд, выброшенный за пределы системы. Всё его оружие, что меч, что пистолеты, существует исключительно в Лимбе, в пространстве между мирами. Так сказать, всё его оружие является воплощением “духовных ценностей”. Как и у оригинала, да. Только вот японцы очень любят материальную сторону духовных ценностей, а вот европейцы любят именно что нематериальную сторону этих самых ценностей.
Когда в пути важен сам путь
Это тоже очень хорошо показывает обоих Данте, развивая черты, уже показанные в открывающих сценах. Данте-из-Оригинала эгоист, но он инициативный эгоист. Он, конечно, силён “просто потому что полудемон”, но он прикладывал усилия к тому, чтобы развить потенциал. Несмотря на то, что он страдает из-за того, что не чувствует себя частью человечества, он не опускает руки и идёт вперёд. Лажая, падая, но поднимаясь.
Данте-из-Ребута уже в самом начале истории отчаялся. Он храбрится, усмехается, хамит демонам, прожигает жизнь… но он отчаялся. Он просто не хочет задумываться о своём месте в мире. Его сила развивалась не под напором внешних обстоятельств. Данте-из-Ребута хочет одного. Чтобы его “не трогали”. Вспомните место и дату создания этой игры, и для вас станет очевидно. Это то, как понимают рефлексию европейцы данного временного периода. Рефлексируют оба Данте, но делают они это совершенно по-разному.
Тем не менее, арку они проходят одну и ту же. Причём, практически идентичным образом. Они оба вдохновляются личностью смертной человеческой девушки, которая вышла на борьбу с демонами. Однако, если Данте-из-Оригинала, решительный и не склонный жалеть себя, несмотря на неудачи, проникается тем, что Леди крайне решительная и не склонна себя жалеть, несмотря на неудачи, то Данте-из-Ребута, морально слабый и сломленный, проникается тем, что Кэт куда слабее его и нуждается в защите, которую он может предоставить.
Данте-из-Оригинала берёт на себя миссию Леди, силой заставляя её отдохнуть.
Данте-из-Ребута берёт на себя опеку над Кэт, которая не способна защитить себя сама.
Реальность рисует художника
Это довольно парадоксально, конечно, на первый взгляд, что азиатский Данте является воплощает умение стиснуть зубы и идти вперёд к мечте, в то время, как европейский Данте воплощает полную зависимость человека от внешних обстоятельств. Ведь, вроде как, именно европейцам полагается быть прагматичными, а азиатам - фаталистичными.
Тем не менее, именно в период появления Данте-из-Ребута поднимала голову главенствующая ныне на Западе философия. Человек, по ней, всегда жертва обстоятельств. Его надо жалеть и оберегать тому, у кого, по какому-то чудесному совпадению, сил оказалось больше. Если ты сильнее, ты обязан защищать слабого.
Данте-из-Оригинала, ведь тоже приходит к идее о том, что тот, кто сильнее, обязан защищать слабого. Однако философия тут не в том, что сильными рождаются, а твоё положение определяется случайным набором внешних факторов. К силе надо стремиться, иначе так и останешься слабаком. Всю дорогу Данте-из-Оригинала приобретал силу… в бою. Вышибая её из поверженных врагов, а не находя в потерянном наследстве предков, как это делал Данте-из-Ребута.
Это уточнительно: кое-какое оружие Данте-из-Ребута получает после победы над боссами. Но сказать, что оно выбито из боссов нельзя. Там, где после победы над той же суккубицей Ниваль Данте-из-Оригинала забирает её душу и превращает в бас-гитару-топор, Данте-из-Ребута после победы над местным суккубом... просто становится сильней. Ничего у неё не забрав. Более того, оружие созданное из Ниваль повторяет атаки Ниваль, а оружие, полученное после победы над Суккубом не имеет к суккубу никакого отношения: что внешняя эстетика тяжёлых кулачищ при эстетике костлявых руку суккуба, что огненные атаки там, где суккуб атаковала кислотой.
Дьявол может плакать
На фоне всего вышесказанного особенно занятно выглядит то, что Данте-из-Ребута… не плачет. У него имеются суицидальные порывы, он агрессивно просит оставить его в покое, но не плачет. При этом Данте-из-Оригинала, тот самый, что, вроде как, проявляет куда более мужественные черты (так как не плывёт по течению, а борется с ним) - плачет.
Леди: Ты… плачешь?
Данте: Это просто дождь.
Леди: Но дождь уже закончился…
Данте: Дьявол никогда не плачет.
Леди: Может, где-то там даже дьявол может плакать, когда теряет кого-то, кто ему дорог. Как ты думаешь?
Да, Данте-из-Оригинала плачет. Плачет от того, что он только-только смог понять ценность семьи… только-только смог помириться с братом… и тут же его потерял. Возможно даже навсегда.
Кэт: Ты - Данте… не нечто большее… не нечто меньшее.
Что же происходит у Данте-из-Ребута, когда он теряет брата, которого он только-только приобрёл? А Кэт утешает парня, акцентируя внимание не на потере семьи, а на том, кем является Данте. И тому хватает. Всё потому, что Данте-из-Ребута всё ещё не человек. Функция. Его роль защитника, фактически, определена божественными силами. И самоопределение важнее какого-то там предателя божественного света Виргилия. Будь он хоть десять тысяч раз брат.
А ещё, в Оригинале Данте открывает свою контору и называет её Devil May Cry. А Данте-из-Ребута мало того, что не плачет, так ещё и контору не открывает. Думаю, на этот счёт несложно составить своё непопулярное мнение.
На следующей неделе мы поговорим о Вергилии в обеих частях DMC.
В понедельник снова коснёмся Великой Французской Революции.
А во вторник обсудим организацию БРИКС.