Найти в Дзене
Марина Огурцова

ВАШ БУХГАЛТЕР. Эффективные способы договориться с инспектором, если начинают наглеть с запросами.

Оглавление

Инспекторы по отношению к компании ведут себя по-разному!

Зачастую бухгалтера, чтобы не разозлить инспектора, по требованию предоставляют все сведения в короткие сроки, просят продлить сроки и молча ждут ответа. Но такие действия приводят к тому, что инспекторы ведут себя наглее и все более беспринципно нарушают процедуру проверки, долго отвечают на запросы налогоплательщика.

Грамотные бухгалтера компаний следят, чтобы инспекторы соблюдали их права. И при малейших нарушениях компания пишет жалобы и запросы. Такие действия, по словам экспертов, работают эффективно:

Спросить, на чем налоговики основывают свои действия

Требование налоговика должно обосноваться нормами НК РФ. Инспекторы часто забывают их привести, либо притягивают искусственно. Ставить на место их можно и нужно! Требовать, чтобы они обосновали свои действия на конкретные статьи НК РФ или законы. Если требования незаконны, налоговики забудут о своих запросах и будут внимательнее оформлять следующие по отношению к Вашей компании!

Как составить запрос.

Опишите в запросе действия инспектора, которые вызывают у вас сомнения в их законности. Приведите реквизиты уведомлений или требований контролеров и норму НК РФ, которой они не соответствуют. Задайте непосредственно вопрос: на основании чего налоговики так действуют? Подпишите запрос и укажите, на основании какого документа представитель вправе подписывать документы. Для генерального директора это устав, для всех остальных — доверенность.

Как подать запрос.

Письменно! Как можно быстрее, тем будет лучше. В требование налоговиков всегда есть срок, в который компания должна его исполнить. Передайте запрос через канцелярию или по телекоммуникационным каналам связи. В любом случае получите подтверждение подачи. Например, отметку инспекции на втором экземпляре.

Преимущества. Быстро, просто и недорого.

Недостатки. Способ действует, лишь когда налоговики не намеревались «наехать» на компанию, а им было лень что-то делать самостоятельно.

Можно подать жалобу в УФНС

Один из способов заявить о нарушении прав по отношению к компании — подать жалобу на действия или бездействие инспекторов в управление. Сделать это можно в течение года с момента нарушения. Срок рассмотрения — 15 рабочих дней.

Как составить жалобу.

Четко и без лишнего (кратко, емко) изложите суть. Опишите, какие действия или бездействие налоговиков нарушили права компании, укажите ссылки на законодательство. Все обстоятельства изложите последовательно и логично. Не используйте в жалобе нецензурные и оскорбительные выражения, иначе жалобу не рассмотрят. Если управление оставит жалобу без удовлетворения, можно обжаловать решение в ФНС в течение трех месяцев.

Как подать жалобу.

Почтой, через канцелярию инспекции или по интернету. Самый долгий вариант — направить жалобу ценным письмом с описью вложения. Для канцелярии подготовьте два экземпляра, один из которых с отметкой о получении оставьте себе. Самый надежный и быстрый способ — отправить по телекоммуникационному каналу связи. Уведомление инспекции подтвердит дату отправки жалобы.

Преимущества. Отправка жалобы в управление не означает, что контролеры устранят нарушения, лишь когда управление ее рассмотрит и примет решение. Компания подает жалобу через инспекцию-нарушителя. Получив ее, налоговики, скорее всего, намного раньше исправят свои нарушения. Сама по себе жалоба — некий инструмент осаживания!

Недостатки. Жалоба может и не оказать никакого воздействия на инспекцию. Все зависит от конкретного случая.

Обжаловать действия инспекции или ее бездействие в суде.

Срок обращения в суд компании - три месяца. Для начала надо обжаловать действия или бездействие инспекции на уровне УФНС. Пропустив этот срок, суд откажет в иске.

Как составить исковое заявление. Текст заявления аналогичен жалобе в УФНС. К заявлению приложите:

— доказательства, что инспекция нарушила ваши права;

— уведомление о вручении искового заявления лицам, которые участвуют в деле;

— квитанцию об уплате госпошлины;

— копии жалобы в УФНС и решения по ней;

— копию свидетельства о государственной регистрации компании;

— доверенность на человека, который подпишет заявление;

— выписку из ЕГРЮЛ, которая подтвердит местонахождение компании, не ранее чем за 30 дней до обращения в суд.

Как подать заявление.

Через канцелярию суда, по почте ценным письмом с описью или заполнив форму на официальном сайте суда. Копию заявления направьте всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением. В данном случае — в инспекцию и управление.

Преимущества. Суд — это уже не осаживание, а радикальное решение проблемы. Оно подходит для существенных компании вопросов, по которым потеря времени играет особую роль!

Недостатки. Дорого и долго. Помимо канцелярских затрат, компания заплатит пошлину, а ждать первого заседания приходится несколько месяцев. К этому времени инспекторы уже закончат проверку, так и не устранив нарушения. Если УФНС не удовлетворит жалобу компании, укажите нарушения в письменных возражениях по акту проверки. Это можно использовать, если компания решит обратиться в суд уже по поводу доначислений.

Можно обратиться в прокуратуру

В прокуратуру можно обратиться, при грубых нарушениях прав компании. Если инспекторы затягивают возврат налога или не снимают арест имущества или блокировку счета. Для этого метода борьбы с нерасторопностью, нужно лишь время и небольшие канцелярские затраты.

Как составить жалобу.

Коротко и четко изложите ситуацию и нормы закона, которые нарушили инспекторы. Приложите доказательства, в том числе аудио- или видеозаписи. В документе укажите ФИО представителя компании и адрес, почтовый или электронный, по которому направить ответ на жалобу. Без этих данных ответ компания не получит.

Избегайте нецензурных или оскорбительных выражений, иначе обращение даже не станут рассматривать. Пишите только то, что можете доказать. По содержанию жалоба в прокуратуру будет схожа с жалобой в УФНС.

Как подать жалобу.

Письменно или устно на приеме у прокурора. Но чтобы у компании осталось доказательство подачи жалобы, подойдет отправка по почте или при личном приеме, а также через официальный сайт прокуратуры!

Срок рассмотрения жалобы — 1 месяц со дня ее регистрации. На вынесение решения — еще 15 рабочих дней, если жалоба не требует дополнительного изучения. На исполнение решения — еще один месяц.

Учтите, что каждый пункт жалобы, должен быть подтвержден!

Так же возможно сделать адвокатские запросы:

Адвокат вправе собирать сведения, которые необходимы для юридической помощи. Например, запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов госвласти или местного самоуправления, а также иных организаций. Те обязаны выдать адвокату документы или их заверенные копии не позднее чем через месяц.

Как составить и подать запрос.

Только через профессионального адвоката.

Преимущества. Запрос позволяет не только собрать дополнительные доказательства, но и проверить инспекцию.

Недостатки. Дорого, надо оплачивать услуги адвокатов. На практике также нередки случаи отказа в предоставлении информации.

Можно так же напомнить об уголовной ответственности:

Иногда инспекторы намеренно нарушают права компаний, пытаясь вынудить их сменить юр.адрес, поднять зарплату т.к. средняя по отрасли в регионе выше или показать прибыль вместо убытка и т.д. и т. п. Чаще всего для этого налоговики незаконно блокируют счет в банке под предлогом якобы не сданной декларации. При этом инспекторы чувствуют безнаказанность и прямо говорят, что знают про вовремя поданную отчетность, но будут блокировать до выполнения их требований. И компании готовы на все, лишь бы разблокировать счет.

Не надо забывать инспекторам, что, кроме дисциплинарной ответственности, есть еще уголовная! Они не боятся только потому, что никогда о ней не задумывались. Эффективный способ — напомнить им об этом!

Как и куда обратиться. Можно устно, можно письменно. Главное, сформулировать убедительно. Например, при незаконной блокировке счета усматриваются признаки как минимум двух уголовных преступлений:

— препятствование предпринимательской деятельности;

— злоупотребление должностными полномочиями.

В обеих статьях реальные сроки лишения свободы. И если сами инспекторы не понимают серьезности ситуации, руководство инспекции быстро осознает, чем это чревато!

Преимущества. Дешево и быстро.

Недостатки. Представитель компании должен хорошо ориентироваться в нормах права, чтобы быть убедительным!

-2

Хороший грамотный современный бухгалтер, следящий, за изменениями в законодательстве ВСЕГДА ищет способы экономически выгодные для компании.

ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ НАЙТИ ГРАМОТНЫХ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫХ БУХГАЛТЕРОВ.

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и напишите в комментарии автору статьи.

По вопросам сотрудничества обращаться: mar19820504@gmail.com