Найти тему

Кради как художник. Или три Давида Ренессанса.

Три мастера эпохи Возрожления обращаются к ветхозаветной легенде о поединке юного Давида, будущего царя Иудеи и Израиля, с филистимлянином Голиафом, воином необычайного роста и силы.

Подвиг Давида привел к победе израильского войска и изгнанию филистимлян.

  1. «Давид» — бронзовая статуя работы Донателло; первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности

Согласно Дж. Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи, но достоверными эти сведения считать нельзя.

Вазари также даёт описание несохранившегося пьедестала, на котором располагалась статуя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно:

«В юности он сделал для Донато пьедестал Давида, находящегося во дворце герцога флорентинского; на этом пьедестале он прекрасно сделал из мрамора несколько гарпий, а из бронзы несколько виноградных лоз, очень изящных и хорошо задуманных».

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо.

C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици.

Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя.

 Бронзовый Давид — почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами.

Свободная поза героя — пример контрапоста: тяжесть тела покоится на правой ноге, в то время как левой, полусогнутой, он попирает голову побеждённого им Голиафа. Тело юноши слегка отклонено от центральной оси; диагональ меча, на который опирается победитель, подчёркивает неустойчивость и внутреннюю динамику фигуры.

В левой руке он держит камень от пращи— орудие победы. Статуя рассчитана на обход вокруг и осмотр со всех точек зрения; при этом световые блики на поверхности бронзы акцентируют внимание то на одном, то на другом изгибе этого грациозного тела, подчёркивая пространственный характер композиции.

А. К. Дживелегов в своей работе «Творцы итальянского Возрождения» даёт статуе Давида следующую характеристику:

«Давид прекрасен. <…> На лице написано спокойное торжество, но сквозь улыбку радости сквозит какая-то задумчивость, облагораживающая весь образ. Во всем блеске своего нагого, не вполне сформировавшегося тела стоит он перед зрителем, открытый со всех сторон, не скованный ни нишей, ни карнизом, ни табернакулом. Давид не только сокрушил Голиафа. Он освободил от векового рабства скульптуру. Теперь она более не служанка архитектуры: перед ней открылся широкий свободный путь».

2. «Давид»-статуя работы Верроккьо Андреа. 1473–1475 гг.

-2

Верроккьо изобразил Давида в момент триумфа, после победы над Голиафом. Давид в интерпретации Верроккьо – это хрупкий, порывистый и заносчивый мальчик – паж двора Медичи, одетый в стилизованный в духе античности колет, и причесанный по моде XV века.

В решении статуи поражает контраст аристократичной утонченности идеала и отталкивающей натуралистичности деталей. Страшная рваная рана на лбу Голиафа, страдание, исказившее его черты, усиливают драматизм сюжета.

Согласно свидетельству современников моделью статуи, возможно, послужил юный Леонардо да Винчи, учившийся в те годы в мастерской у Верроккьо. На смену поэтической обобщенности идеала искусства Донателло, его классичности, приходит гораздо более напряженное и даже жестокое в своей правдивости впечатление.

3. «Давид» — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года.

-3

С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Именно у этого Давида есть огромное количество копий:

 • на площади Синьории (Флоренция);

 • на Пьяццале Микеланджело (Флоренция);

 • в итальянском дворике Пушкинского музея (Москва);

 • в Итальянском зале Академии художеств (Санкт-Петербург);

 • в музее Виктории и Альберта (Лондон) — гипсовая копия, известная тем, что на случай визитов королевы была снабжена съёмным фиговым листочком.