Есть плохие фильм, есть хорошие фильмы. Есть хорошие и плохие режиссеры. Хороший режиссер может снять плохой фильм, а плохой режиссер снять хороший фильм. В плане кинопроизводство все очень нестабильно и неопределенно. Поэтому разные факторы по своему влияют на каждого режиссера.
Но все-таки, что если существует формула, того, как снять хороший фильм. Согласитесь, снимать плохие фильмы не хочет никто (надеюсь, что это так). Представим, что она существует, но как ей пользоваться?
Представим, вы режиссер и снимаете свой фильм. Не важно какой, дебютный или десятый по счету. Что вам делать в первую очередь? Писать или искать сценарий, который лично вам близок по теме и идее. И так, нашли или написали. А дальше что? Продюсеры и съемочная группа — это мы опустим.
Допустим ваш сценарий о распаде семейных ценностей. У вас есть супружеская пара на грани развода. Как нам показать зрителю, что они чувствуют?
Прежде всего расположим героев в сценах так, чтобы зритель понял, что между ними напряженность. Расположим их на расстоянии, пускай близко они не будут подходить во время ссор друг с другом. И лишь иногда, в короткие моменты взаимопонимания они будут расположены в кадре очень близко друг к другу. Могут прикасаться лишь тогда, когда между ними полное понимание. А в моменты ссор пускай находятся как можно дальше друг от друга. И чем сильнее нарастает накал в ссоре, тем сильнее растет и расстояние между супругами, таким образом создавая визуальный элемент отчуждения некогда влюбленных людей друг от друга. Создавая пропасть недопонимания и взаимных упреков, отдаляя героев все дальше друг от друга.
Предположим, размолвка произошла из-за измены одного из супругов. В начале фильма измена еще не раскрыта и супруг вынужден скрывать ее. Но чем дальше он заходит, тем сильнее чувствует раскаяние перед супругой. Как показать это двойственное раскаяние? Пускай, после каждой встречи с любовницей он будет возвращаться домой, где его ждет жена. Она каждый раз засыпает, потому что он задерживается до поздней ночи из-за «работы». Он приходит и видит ее уснувшей на диване. Его совесть просыпается и он хочет подойти к ней, но не может заставить себя сделать это. Несколько попыток остаются неудачными и он наконец решает подойти и поцеловать жену. Но приходит смс от любовницы и он по привычке идет в другую комнату и переписывается с ней, забыв про жену. Таким образом можно показать, что свой выбор он сделал не в пользу жены, что он слаб характером и перед соблазном в виде любовницы устоять не может. Каждый раз когда она пишет он моментально, отвечает ей, игнорируя все происходящее вокруг.
Суть, ясна?
Прежде, чем снять что-то, нужно понять, что ты хочешь показать этим. Если это разлад супругов, то подумай, как именно можно показать, что герои отдаляются друг от друга. Из-за чего это происходит? Акцентируй внимание на вопросах.
Задавай своему фильму, как можно больше вопросов. Ищи ответы у себя. Ты режиссер, ты сам знаешь, что и как хочешь показать.
Возвращаясь к вопросу об формуле хорошего фильма. Для меня хороший фильм — это хорошо заданные вопросы. «Что я хочу снять?» и «Как мне это показать?».
Фильму нужна своя тема и идея. Даже в основе самого артхаусного и авангардного фильма лежит идея и тема. Хороший режиссер должен знать их и работать с ними. Должен знать не только, что он снимает, но и зачем он снимает это.
Так, какая все-таки формула хорошего кино?
Формула хорошего кино — это хорошо заданные вопросы.