Найти тему
Поговорим о жизни

1996 год. Как я была наблюдателем на выборах Ельцина.

Изображение Clker-Free-Vector-Images с сайта Pixabay
Изображение Clker-Free-Vector-Images с сайта Pixabay

Недавно отмечали годовщину со дня смерти Немцова. Каждый поминал его по-своему. А я вспоминала девяностые, шальное время перемен. И выборы президента. Те самые, в которые Немцов передал Ельцину свои голоса, то есть те, что отдали избиратели самому Немцову.

Так случилось, что я и в первом и втором туре выборов была наблюдателем. От профсоюза. И вот что мне вспоминается.

Жила я тогда в небольшом городке средней полосы России. Нас, нескольких наблюдателей от разных партий и организаций, определили присутствовать на выборах в селе, находящемся в двадцати километрах от города. Меня и ещё одного моего коллегу по профсоюзу отвёз туда знакомый владелец Жигулёнка.

Выборы проходили в Доме культуры. Мы честно отсидели положенное время, отслеживая, чтобы не было вбросов и других махинаций. И вроде, всё шло гладко. Пока не начался подсчёт голосов. Вот тут-то нас и оттеснили от стола, к дальней стене комнаты, откуда мы при всём желании не могли увидеть, как члены комиссии раскладывают бюллетени. А раскладывали они их по разным кучкам, соответственно числу кандидатов. Честно раскладывали, или нет, определить не было никаких шансов. В ответ на наше возмущение, нам было заявлено, что мы мешаем работе комиссии, и если приблизимся к столу, то нас выставят с составлением протокола о хулиганстве.

После подсчёта голосов пакет с бюллетенями был благополучно запечатан, опломбирован, протокол о результатах составлен, подписан членами комиссии и отправлен в город, где его уже ожидала городская комиссия по подведению итогов со всех участков. На наши протесты председатель комиссии предложил писать жалобы, особое мнение и т.д. Всем нам было понятно, что после выборов это уже не будет иметь никакого значения.

Мы, удрученные таким поведением председателя комиссии, направились к ожидавшему нас Жигулёнку, чтобы донести своё мнение о прошедших выборах. Но доехать до места нам не удалось, на одной из ухаб полетела шаровая опора.

Ночь. На сельской дороге никого. Остаток пути, восемнадцать километров, мы шли пешком. К утру добрались.

Потом был и второй тур. И о нём у меня есть что вспомнить. Но это уже в другой статье.