Корейская дорама (это не опечатка, просто корейцы переняли японское произношение слова "драма") - жанр сейчас довольно популярный, в том числе у нас, в России. Моя жена любит смотреть дорамы, зачастую к ней присоединяюсь и я. Эти сериалы снимаются в огромных количествах, и, разумеется, у них сложились свои жанровые черты и клише. Мы подготовили небольшой обзор таких моментов.
В Корее остро стоит тема социального неравенства. Ее поднимает в том числе получивший недавно Оскара фильм "Паразиты". Дорамы тоже редко остаются в стороне. Отсюда берутся некоторые клише. Например, в центральной паре сериала мужчина, как правило, стоит выше женщины в социальной иерархии. Либо он очень богат и знаменит, либо хотя бы ее начальник. Возможно, в этом выражается своеобразная идея мужского главенства, которую пытаются подспудно отстаивать через такие сюжетные ходы. С другой стороны, сами отношения между героями в своем развитии таким неравенством не страдают. Зато оно ярко проявляется в отношениях с родителями. Часто можно увидеть, как богатые родители главного героя идут на все, вплоть до уголовных преступлений, чтобы разлучить его с небогатой возлюбленной.
Несмотря на социальную напряженность, в этой стране распространено восхищение богатыми, знаменитыми и особенно красивыми. Если в дораме взрослые тетушки видят молодого красавчика, мы слышим от них: "Он такой красивый, наверняка, из богатой семьи!" То есть, по умолчанию, красивый = богатый. Как будто у бедных не рождаются красивые дети. И правда, бедные красавцы и красавицы в дорамах встречаются, но не очень часто. Еще меня поразили моменты, когда знаменитости, например, мальчуковая группа, появляются перед толпой и все впадают в какую-то неприкрытую истерику, окружая идолов восхищенными визгами. Этим моментом наши народы сильно отличаются. Такого ажиотажа вокруг русской знаменитости, по крайне мере, таких эмоций, я представить не могу.
Основная сюжетная линия в дорамах всегда любовная. Если судить по сериалам, то корейская молодежь кажется относительно неиспорченной. Отношения показывают очень целомудренно. Даже если по сюжету подразумевается секс, никакой пошлости в кадре не бывает. Напротив, большую роль в сближении героев играют незначительные для западного зрителя физические контакты. Очень часто девушка спотыкается и падает на молодого человека, что приводит к случайному поцелую (а в реальности привело бы к разбитым лбам). Столкнувшись и встретившись губами, бедолаги замирают с открытыми и напуганными глазами, камера показывает их лица, играет музыка... И думаешь: "Так прошел час..." В жизни при таком столкновении люди очень быстро отскакивают друг от друга. Другой частый момент: усталые, они едут в автобусе, и девушка засыпает на плече парня. А он видит это и боится пошевелиться.
Когда дело доходит до поцелуя, он тоже бывает разный. В подростковых дорамах это обычно происходит одинаково. Вот он ее целует, этак слегка-слегка прикоснувшись к губам. А она опять же замирает. С открытыми глазами. Как будто не ожидала (а к чему это мы шли 16 серий?). И опять: время останавливается, камера плывет, музыка поет.
Долгая разлука в эпилоге. Уже после кульминации, когда все конфликты разрешены, злодеи посрамлены, злые родители всё поняли, раскаялись и благословили главную парочку, а маньяк-серийник, который гонялся за ними, посажен в тюрьму, в голову главным героям взбредает: "А давай-ка мы расстанемся на 4-5 лет, прежде чем будем жить вместе долго и счастливо". И вот, он уезжает на учебу в Штаты. Или еще куда-нибудь. А ей надо себя реализовать на родине. И они друг друга уважают. И расстаются. Причем как-то без особых страданий. Пару минут нам показывают, как девушка одна живет в Корее, а потом уже все, самолет садится, мальчик вернулся и они вместе, теперь уже навсегда. Все это умещается где-нибудь в третьей четверти последней серии. Мне это кажется странноватым. И как жизненный ход (бились 16 серий за свою любовь, а потом - пусть она на полочке полежит несколько лет); и в плане композиции повествования (то, что могло бы быть не меньшим испытанием, чем перипетии основного сюжета, упихивают в десять минут эпилога).
И всё время-то они едят!.. Едят рамён (лапшу), едят мясо в кафешках. Еда играет большую роль в корейской культуре. Даже приветствуют они друг друга вопросом: "Ты поел?" Чуть ли не в каждой серии некоторых дорам персонажи-сотрудники устраивают корпоративы, идут вместе в кафе, кушают мяско и пьют соджу (местный спиртной напиток). Часто можно увидеть пьяную главную героиню, бредущую домой, покачиваясь и беседуя с собой вслух- это используется для создания комических ситуаций.
Интересно было заметить, что в дорамах центральные персонажи часто знают друг друга с детства. Они играли друг с другом в одной песочнице, может, даже были влюблены, но потом забыли об этом. Но в процессе развития сюжета этот факт всплывает, и они всё вспоминают. Иногда даже очевидно, что для истории такой ход не особо-то и нужен, но его вплетают. У меня появилась версия, что это могут быть отголоски традиционного обычая обручать детей еще в детстве. Все-таки общество в Корее очень традиционное. И хотя страна во многом современная и даже передовая, но такие вещи так просто не изживешь.
В полицейских дорамах стражам порядка нередко приходится противостоять преступникам в открытой схватке. Но обычно полицейские
безоружны. Например, в дораме "В погоне за призраком" они за свои деньги покупают раскладные дубинки, за весь сюжет фигурирует один станнер, а револьвер в руках полицейского - это что-то исключительное. Но это современность. В корейской версии сериала "Жизнь на Марсе", где события происходят в 80-х, полицейские вообще безоружны абсолютно, что подвергает их жизнь огромной опасности.
Прозопагнозия. Об этом заболевании я узнал именно из дорам. Неспособность различать лица людей. И мы знаем минимум четыре дорамы, где этим страдает один из главных героев. Уверен, что есть еще. Странно, болезнь ведь редкая.
У всех последняя модель смартфона "Самсунг". Это объясняется просто - продактплейсмент. "Самсунг" спонсирует дорамы, за это все персонажи, вплоть до самых нищих, ходят с последними флагманами этой компании. Я, бывает, подсаживаюсь к жене, вижу, она незнакомую дораму смотрит, - и по модели телефонов определяю год выпуска сериала. Лишь один раз я видел старый телефон: этого требовал сюжет. И, кажется, однажды, лишь однажды, мелькал у кого-то айфон.
Робот и его человеческий прототип часто оказываются в центре сюжета. Кто-нибудь придумывает невероятно умного робота, неотличимого от человека, внешность ему придают реального парня или девушки. И потом идет путаница, где кто-то влюбится в робота, а робот и его прототип чуть ли не по очереди будут притворяться друг другом, вынужденно обманывая влюбленного персонажа (а потом полсериала извиняться за это). Различные вариации этой темы, наверное, уже за десяток перевалили.
Может показаться, что я довольно саркастично отношусь к жанру дорамы. Но это не так. Да, клише множество, иногда они даже раздражают. Но в дорамах есть много хорошего. Их наивность умиляет. На экране много красивых лиц. Нет пошлости. А клише - они ведь не из пустоты берутся. Их потому так часто и используют, что они работают.