Только что из Еревана. У всех таксистов на устах одна главная тема - вспышка коронавируса в Иране. И рассказы о том, как из-за всего этого плохо будет Азербайджану (что не лишено оснований, но об этом ниже). За всеми этими сублимирующими разговорами слышится надрывный непроизносимый вслух вопрос: «Что же с нами будет, если...». И волноваться гражданам Армении, чье благополучие завязано на туристах, действительно стоит.
Иран и его соседи
Пусть Исламская республика и не звучит в контексте Covid-19 из всех утюгов, как Италия или Франция - ну нет в Тегеране Лувра, чье закрытие из-за вспышки заболеваемости - мощнейший панический инфоповод. Но Иран попал в куда более крутой коронавирусный замес.
На момент написания этой статьи число заболевших там составило уже 2,3 тыс. чел. (по этому показателю Иран на 4-м месте в мире после Китая, Южной Кореи и Италии), количество погибших достигло 77 человек. Среди и тех, и других – множество представителей элиты: несколько министров и парламентарии.
Азербайджан (по последним доступным сведениям – 3 подтвержденных случая заражения) в этой ситуации лишь ужесточил контроль на пограничных пунктах для прибывающих из Ирана. Слишком уж крепки и многогранны экономические связи между двумя странами, и полноценный карантин принес бы колоссальные потери.
И в этом опасность, которую почувствовала Грузия ( 5 подтвержденных случаев, 40 человек – под подозрением на коронавирус), введя повышенные меры безопасности на границе с Азербайджаном. Авиасообщение с Ираном Грузия прекратила еще 23 февраля.
Армения в этот же день последовала примеру Грузии, но на сухопутной границе оставила «дыру» для грузоперевозчиков. Пока в Армении зафиксирован только один случай заражения коронавирусом. Но удар по туристическому бизнесу уже нанесен. И может так случиться, что не последний.
Армения туристическая
В условиях падения диаспорального туризма из стран дальнего зарубежья (французские, американские и ливанские армяне уже наездились на историческую родину, а сирийские еще 5-6 лет назад из потенциальных туристов превратились в беженцев) Армения много сделала для увеличения ёмкости альтернативных въездных рынков.
И иранский стал одним из важнейших. Именно в расчете на иранцев, вырывающихся из своей полной запретов обыденности в невиданную вольницу с круглосуточной продажей алкоголя и прочими соблазнами, было сооружено казино Shangri La, построен помпезный ювелирный центр Multi Gold, увеличен номерной фонд отелей, открыты стрип-бары. По итогам 2018 года с результатом 132 000 прибытий иранский рынок оказался на 3-м месте после полноценного российского и квазитуристического грузинского, то есть по факту – на уверенном втором. В 2019 г. персы прибавили еще около 13%. Сейчас этот поток, не сильно зависящий от сезона, практически обнулился.
Будет ли хуже?
Если развитие событий пойдет по сценарию пандемии, чего опасается ВОЗ, то варианты просматриваются неутешительные:
- Вирус может с высокой скоростью продолжить проникать на территорию Армении через Грузию, не закрывшую границу с Азербайджаном, который, в свою очередь, не закрыл ее с Ираном. Или же непосредственно из Ирана на плечах дальнобойщиков. Это самый пессимистичный вариант, при котором туристы просто станут избегать Армении, как это сейчас происходит с Италией.
- Закрытие границы с потенциально опасной из-за Азербайджана Грузией тоже не принесет ничего хорошего. Будет потерян турист, предпочитавший посещение нескольких стран за одну поездку. Накроется транзит российских туристов в Грузию, который налажен через армянские аэропорты. А открытая грузинская граница для грузовой логистики, без которой не обойтись из-за сложной истории отношений с Турцией и Азербайджаном, не сможет исключить рисков занесения вируса на территорию страны.
- Но даже в случае, если все ограничится только Ираном, питать больших надежд на лучшее пока не стоит. Число инфицированных растет там с такой скоростью, что скоро именно эта страна будет в топе коронавирусных новостей, потеснив и Китай, и Италию. А значит, на Армению будет наложено клеймо страны, граничащей с Ираном. Для мнительных европейцев этого может быть достаточно для выбора другой дестинации для отдыха. Как, впрочем, и для многих россиян.
На игле
Уже сейчас отсутствие достаточного числа туристов заметно по многочисленным стайкам скучающих и изголодавшихся таксистов, заполненным едва ли на треть отелям, полупустым заведениям общепита, малолюдностью базаров в базарные дни. Туристов из Европы на улицах Еревана буквально единицы. Возможно, что еще не сезон. Но если несезон плавно перетечет на май-апрель и лето, то Армении придется по-настоящему плохо, поскольку ее экономика за неимением других игл, прочно подсела на иглу туристическую.
При сохранении прошлогодней динамики годовой въездной турпоток в страну уже в 2020 году сравнялся бы с ее населением. При том, что туристы намного богаче и платежеспособнее основной массы жителей Армении. Весьма красноречиво иллюстрируют сей факт непривычно пустые KFC и Burger King на центральных улицах Еревана в оживленный уикенд. Обычному ереванцу, чей заработок в месяц составляет что-то около 20 тыс. рублей в пересчете на российскую валюту, фастфудовский чек в 500-600 руб. на двоих – бьющая по карману роскошь. И без туристической подпитки потребительские рынки Армении, а за ними и мелкие местные производства, и сектор услуг ждет очень жесткая посадка.
Впрочем, кому сейчас есть дело до проблем крошечной закавказской страны, когда счет мировых коронавирусных потерь уже пошел на триллионы долларов?..