Экранопланы. Супер уникальные и своеобразные машины с великим потенциалом, как теперь говорят. Детище министра обороны маршала Дмитрия Устинова, который внес большой вклад к появлению этих машин в целом и «Каспийского монстра» в частности.
В истории (к сожалению) Советского Союза сохранились и 1-ый серийный десантный экраноплан «Орленок», и первый ударный «Лунь» с ПКР «Москит» на борту. Последний «Орленок» был списан в 2007 году, «Лунь» вроде как законсервирован, и причин для расконсервации и каких-то днл по нему нет.
Гибель Устинова и разрушение Советского Союза поставили крест на всей идее экранопланов. Сейчас временами заходят об данной теме беседы, показывают внимание силовые ведомства, но все это остается на уровне трепотни по почти всем основаниям.
В США также «проявляли интерес». И что?
А вправду, собственно что там за океаном? Не уж-то не желали устроить то же самое, лишь только круче?
Желали. Не то что бы, как у нас, но подошли к идее довольно всерьез. Самое ключевое, собственно что в USA был человек, не наименее даровитый, чем наш Ростислав Алексеев, разработчик российких экранопланов. И вы, почитаемые читатели, почитатели всего летающего в частности, сего человека великолепно обязаны знать.
Александр Мартин Липпиш.
Да, тот самый, разработчик планера-самолета DFS-194, из которого при обработке молотком и ратфилем вышел Ме.163. То есть человек, умеющий трудиться башкой безусловно.
Липпиш имел возможность в принципе составить конкурентнсть Алексееву. Абсолютно мог, что собственно треугольное крыло, реактивные движки – это то, собственно что Липпиш возможно умел.
При этом сама мысль экраноплана была Липпишу не чужда. Он трудился в данной направленности, благо в США у него для сего были все обстоятельства. И когда у нас стартовали работы над установкой КМ («Корабль-модель», а не «Каспийский монстр»), а произошло это в самом начале 60-х годов, то Липпиш трудился безусловно параллельно с Алексеевым. И выходили у него не наименее диковинные аппараты, если откровенно.
Это пока же ещё самолёт. "Aerodyne". Бескрылый самолёт. Но вы взяли в толк, собственно что Липпиш был очень нестандартным конструктором.
Но в случае если 1-ый советский экранолет СМ-1 осуществил первый полет 22 июля 1961 года, а КМ полетел в 1966 году, то у Липпиша все было не так и дурно. В 1963 году 1-ая американская установка Collins Х-112 системы германского инженера также начал абсолютно благопристойно летать.
Разница в школах и системах была значимой. Алексеев проделывал машины с кратким и прямым крылом, Липпиш (естественно) с треугольным крылом оборотной стреловидности. Машины Алексеева были несколько выгоднее, вследствие легкого масштабирование, то есть, создание кратной модели разного объема.
У Липпиша постоянно надо было все планировать по новой, но его машины различала простота управления, не реальная стабильность и маневренность. Для машин Алексеева пилотов доводилось переучивать, и переучивать достаточно длительное время. А наилучшим пилотом советских экранопланов вообщем числился сам разработчик.
Заявить, собственно что машины Липпиша никого в Соединённых Штатах не заинтриговали, невозможно. Военнослужащие с наслаждением глядели на показательные полеты всех экранопланов немца, и Х-112, и Х-113, и RFB X-114. ем более, что разведка доносила о том, что русские тоже придумывают что-то этакое.
Например что в США также не дремали и в результате посадили Липпиша за план большущего экраноплана. И произошло это за 2 года до первого полета КМ.
Военнослужащим была увлекательна данная установка. Они ещё не знали, как её использовать. А вот в НАСА знали и также начали присматриваться к экраноплану. Ну, с космическим агентством все было ясно, их заинтересовывало данное железо , которое имело возможность препроводить наиболее ценные подробности на космодром и как поисково-спасательное средство.
Здесь надобно знать, собственно что 1-ые капсулы с космонавтами не приземлялись, а приводнялись в Атлантическом океане, в следствие этого чем оперативнее была реакция поисковиков, тем радужнее становилась возможность для космонавтов.
Так что желание было…
Впрочем присутствие внимания никак не считается возможностью. Всякий из нас имеет возможность выразить внимание, , к свежей модели «Мерседеса». Но дай господь дабы раз из тыс. имел возможность приобрести. Надобно воспринимать, для чего необходима автомат такового класса вообщем, и потянет ли бютжет в частности.
Вот приблизительно то же самое вышло и у янки.
У их был внимание, были средства (как обычно), но не было осознания, для чего им необходимы эти трудные и дорогостоящие аппараты. И у USA был флот. Вернее, некоторое количество флотов, способных по воззрению командования, решить все вопросы денька с поддержкой авианосцев, линкоров и кораблей гораздо меньше.
Это было абсолютно для себя разумно. Флоты имели возможность пребывать в всяком регионе Крупного океана и там исполнять то, собственно что на их было возложено. Без использования экранопланов, что больше, собственно что задач для их не было.
У СССР была головная боль абсолютно другого нрава, но называлась абсолютно например же: Флот США. И наши адмиралы были загружены задачей нейтрализации сего флота. А нейтрализовать было нечем.
И вот здесь абсолютно обычным привиделся вариант с экранопланом, который владел удовлетворительной маскировкой, двигаясь достаточно низковато над водой, и элементарно замечательной скоростью и дальностью полета.
Да, это была довольно трудная техника, не напрасно же от первых полетов в 60-х годах до возникновения вменяемых образцов, готовых к серийному производству было проведено цельных 20 лет.
Сравнимо с работами Царица.
Но деваться было некуда, и с поддержкой экранопланов русское командование пробовало возмещать недоступность обычных кораблей.
А в USA этих задач не было, кораблей у их хватало. Вследствие того ударный экраноплан, даровитый проворно подлететь к… Вот, а куда он обязан был подлететь? К авианосной ударной группировке русского ВМФ? Например их ещё надобно было сделать, эти группировки. К нашим берегам? Ну также например для себя наслаждение.
Единственное, на собственно что хватило американских желаний, — это патрульный экранолет с ракетно-артиллерийским вооружением, ангаром с противолодочным вертолетом (!), бомбометами… По сущности элементарно летающий корвет ближней зоны.
Когда в USA сочли, сколько станет в баксах подобный экраноплан, то взяли в толк, собственно что выстроить некоторое количество корветов и легче, и надежнее за те же средства.
Естественно, подобный летающий патрульный корвет имел возможность бы держать под контролем вящий раздел прибрежных вод США, чем обыденный, но тут в ведущем поиграла роль стоимость.
А был ещё раз план, который имел возможность легко переплюнуть «Луня» с его ПКР «Москит».
Знаменитая компания «МакДоннелл-Дуглас» предложила план не элементарно экраноплана, а носителя баллистических ракет!
«Дугласы» приняли решение сделать громаду, которая напугала бы объемами в том числе и «Луня». А в качестве вооружения, не считая каждых там мелочей на подобии зенитно-ракетных ансамблей, в трюме сего чудовища расположились бы 4 пусковые установки БРПЛ «Трайдент».
Мысль была соблазнительная, но сторонники простого метода доставки ракет с поддержкой подводной лодки все же одолели.
А когда объявили цену… В общем, дорого вышло.
Но в наши деньки мысль не потухает. Да, в прогрессивной РФ об экранопланах в случае если и беседуют, то так… В намерениях на послепослезавтра. Ну, или же когда еще один один необходим предлог, дабы погрозить. Мол, сможем, в случае если попытаемся. И за это время всем конец станет.
А в Штатах практически не так давно возвратились к теме. Но не в проекте ударного аппарата, а как к средству резвой доставки боевых контингентов и снаряжения с техникой в всякую точку земного шара. Роль «Мирового миротворца» как бы обязует.
Беря во внимание, сколько времени войско и флот USA растрачивают на логистику, разволакивая по всему миру собственных боец, нехитро, собственно что хотелось бы, дабы все было больше практически сразу, чем те же «Буря в пустыне» и «Лиса в пустыне».
А что, любопытно было бы нагрузить взамен десантного корабля батальон морпехов с БМП и танками в экраноплан и сквозь 12 часов лета посадиться где-либо в Персидском заливе, например…
«Боинг» здесь же прилетел со собственным планом Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft).
Великан от аэрокосмического концерна сулил переправить 1200 тонн груза на дальность в 18 тыс. км. План, естественно, учитывал выработки «Дугласа». Пентагон вроде идею поддержал, но… категорически отказались флотские, на коих прилегла бы головная боль по содержанию и обслуживанию данной громилы. В результате план «не сыграл».
Плюс стоит обратить внимание на то, что далеко не в любую погоду и не при любом волнении можно использовать экранопланы. Неспроста у нас их в основном видели на Каспии, на спокойном по мировым меркам Каспии.
В США применять такие машины было бы сложнее, поскольку Атлантический и Тихий океан – это не наши моря. Да, в Черном, Каспийском, Балтийском морях, закрытых акваториях, применять экранопланы было бы значительно проще и безопаснее, чем в океане, да еще в сезон непогоды.
Так что в экранопланы американцы смогли. Это факт. Остановили их три вещи: огромная стоимость, невнятность в плане применения и, возможно, рак, который приговорил Липпиша в 1976 году. Вполне вероятно, что, проживи талантливый немец подольше, результат мог быть и другим.
По сути же экраноплан, возможно, инструмент будущего. Далекого, потому что сегодня строить такие машины ни США, ни России просто не выгодно по бюджету.
В Советском Союзе к идее обратились потому, что страна была не в состоянии построить такой флот, который мог бы противостоять американскому. И само применение того же «Луня» с его «Москитами» против соединения кораблей выглядело так себе… Как у японцев камикадзе.
Да, быстрый и плохо заметный для радаров экраноплан, конечно, мог подойти на дистанцию пуска ПКР. На 90-100 км. И даже скорее всего, произвел бы пуск ракет. Дальше, простите, одному богу известно, дали бы ему уйти, или нет. Скорее всего, нет, и эта махина была бы просто расстреляна самолетами легко и непринужденно.
Так что экранопланы были в СССР, потому что в той стране могли их построить и представляли, как выгодно применить. В США тоже могли что-то такое создать, но не было определенности в применении.
Другой вопрос, что, если завтра вдруг в Штатах решат, что им такой аппарат нужен, есть некая такая уверенность, что они экранопланы построят. Как обычно, не считаясь с потерями в финансовом плане.
Сможем ли мы – вот это вопрос…