Война, в том числе маленькая и победоносная, это всегда горе, несчастье и неисчислимые бедствия, прежде всего для гражданского населения. В наши дни это Сирия и война в Новороссии, которая длится уже дольше чем Великая Отечественная. Этот пост для тех кто в комментариях ратует за "можем повторить". Пусть в очередной раз подумают, что они хотят повторить и чего они желают гражданским.
О судьбе советских женщин-военнопленных я рассказывал не один раз. Один пост касался так называемых остарбайтеров. Кроме пленных и перемещенных работников была и более обширная категория женщин, оставшихся на оккупированной территории или попавших в полосу боевых действий. И если у первых было сравнительно много вариантов выстраивания личной стратегии выживания и приспособления к новой власти, то судьба попавших в зону ожесточенных боевых действий была незавидной. Не нужные ни одной из воюющих сторон, будучи обузой при недостатке ресурсов, многие из них погибли от обстрелов и голода. Об их судьбе принято говорить применительно к сражающимся городам-героям Ленинграду, Севастополю и Сталинграду, либо к освобождаемым городам. Но там, где советские армии терпели поражение и несли колоссальные потери, в котлах начального периода войны, о гражданских не вспоминали тогда и не вспоминают сейчас. Там категории беженцы и эвакуируемые просто не существовало, ибо бежать было не куда.
Широко известны фотографий Георга Гундлаха из 291 пехотной дивизии Вермахта, сражавшейся с окруженной 2-ой ударной армией генерала Власова в Волховском котле. Благодаря ему мы получили ценнейший визуальный исторический источник. Помимо солдат Вермахта, картин разгрома и русских пленных в объектив фотографа попали скрывающиеся в лесах и болотах гражданские. Они в полной мере разделили трагедию армии Власова, лишившись крова и умирая от голода. Ни советская ни немецкая сторона не могли взять на себя заботу о гражданских до полного завершения боевых действий. У первых не было еды и ресурсов для эвакуации, у вторых не было возможности сделать это до прекращения сопротивления.
Волховский котел, фото Георгия Гундлаха. Подписи даны как в оригинале. По всей видимости эти фото сделаны в районе просеки "Эрика" с узкоколейной железной дорогой, построенной для снабжения 2-ой ударной армии генерала Власова.
Те женщины которые остались в немецком тылу, собственно как и мужчины, устраивали на работу.
Эта серия фотографий отобрана Михаилом Тухом с торгов последних месяцев и отражает жизнь советских женщин на оккупированной территории в глубоком немецком тылу.
На этом пока все.
Оригинальный репортаж смотрите завтра в моем ЖЖ starcom68
Подписывайтесь.