Слова франчайзинг и франшиза плотно вошли в лексикон делового человека. Давайте попробуем разобраться, что это и какие преимущества дает.
Кстати, подробный экспертный словарь франчайзинга тут
Франчайзинг - партнерство
Франчайзинг - это долгосрочное партнерство двух сторон (покупатель и продавец франшизы), которые юридически и экономически независимы друг от друга. В данном партнерстве продавец франшизы дает покупателю право использовать принадлежащую ему интеллектуальную собственность (товарные знаки / методы ведения бизнеса/ секреты производства) в обмен на выплаты и обязательства покупателя соблюдать стандарты сети. Данные условия закрепляются в договоре франчайзинга ( коммерческой концессии).
Франшиза: как это работает
Франшиза - это объект франшизных отношений, иными словами, комплекс прав франчайзера (один или несколько товарных знаков, ноу-хау и коммерческая тайна), которыми будут пользоваться франчайзи для организации бизнеса.
Соответственно,
Франчайзи - это тот, кто покупает франшизу и вступает в сеть.
Франчайзер - тот, кто продает франшизу, владелец сети и бренда.
Франшиза обычными словами
Некоторые франчайзеры любят сравнивать франшизу с удочкой, а еще чаще - с велосипедом. Т. е покупая франшизу, Вы получаете готовое средство передвижения из пункта А в пункт Б, но педали крутить придется Вам самому. Если велосипед исправен и управляете Вы хорошо - то приедете в пункт Б быстро и без потерь.
Простыми словами франшиза - это рецепт бизнеса, в котором подробно описаны все правила, способы открытия и ведения бизнеса. Кроме того, франшиза - это еще и интеллектуальная собственность - бренд, который франчайзер дает в пользование на время действия договора франчайзинга.
При покупке франшизы приобретается модель бизнеса, но в ней многое зависит в том числе и от работы Франчайзи (покупателя), от его стиля ведения дел и управления, бизнес- опыта, работы с персоналом, места открытия франчайзинговой точки и т д. Стоит помнить о том, что покупка франшизы - не гарантия доходности и окупаемости сама по себе, это рабочая бизнес-модель, но работать придется Вам.
Чем отличается франшиза от франчайзинга
Если вкратце, то франчайзинг - это система отношений вокруг собственно франшизы. А франшиза, в свою очередь, - это комплекс прав и знаний, который передается от продавца покупателю.
Что лучше: свое дело или франшиза
Ответ на этот вопрос зависит от уровня бизнес-подготовки инвестора и критериев сравнения. Попробуем аргументировать все варианты.
Принципиальные плюсы собственного бизнеса:
- абсолютная автономия - вы зависите только от себя
- возможность быстрой смены бизнес-стратегии, корректировки ассортимента, меню
- не нужно никому платить ( роялти и паушальный взнос)
- самостоятельное принятие решений: выбор локации, требования к персоналу, замена управляющего и т д.
Минусы собственного бизнеса:
- если вы-новичок, то многое постигаете на собственных ошибках
- нет готовой продуктовой, маркетинговой стратегии
- нет готовых курсов обучения сотрудников и рекомендаций по работе с персоналом
Плюсы франчайзинга:
- поддержка и консультации ( начиная от открытия юр лица и выбора схемы налогообложения до выбора локации)
- обучение персонала
- иногда БРЕНД (если он известный или с хорошей репутацией)
- опыт работы сети - можно общаться с другими партнерами, перенимать опыт, разбирать удачные кейсы
Минусы франчайзинга
- зависимость от франчайзера репутационно и структурно
- риск выбрать себе ненадежного партнера в качестве франчайзера
- необходимость производить выплаты (роялти и паушальный)
Мнение экспертов franshiza.ru:
В 2020 году в России число компаний, называющих себя франшизами, по результатам нашего исследования составило 2600. Очень серьезная часть из них таковыми не являются: кто-то спекулирует на популярном слове "франшиза" и продает людям мечты о бизнесе. Вторая часть раньше времени начала открытую продажу франшизы, а по факту ни структурно, ни экономически, ни юридически к этому не готовы. Поэтому важно осознанно, обдуманно и осторожно подходить к выбору франшизы и помнить, что франшиза сама по себе - это отличный инструмент начала и развития бизнеса, но не стоит безусловно верить красивым обещаниям продавцов франшиз. На первое место выходят качественные показатели франшизы: возраст сети, количество повторных покупок франшизы, число закрытий франчайзинговых точек и т д.
Ждем всех на franshiza.ru - экспертный каталог с отзывами о франшизах.