Найти в Дзене
Максим Rebuser

THE BEATLES: SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND (1967)

Album Rating = 7

1) Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band 2) With A Little Help From My Friends 3) Lucy In The Sky With Diamonds 4) Getting Better 5) Fixing A Hole 6) She's Leaving Home 7) Being For The Benefit Of Mr. Kite! 8) Within You Without You 9) When I'm Sixty-Four 10) Lovely Rita 11) Good Morning Good Morning 12) Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band (reprise) 13) A Day In The Life.

Hey, на этой обложке явно не все известные исторические личности. А так как там вполне еще хватает места для помещения и всех остальных незаслуженно забытых знаменитостей, то их отсутствие тут просто непростительно. В конце концов все исторические фигуры, как выяснилось, на самом деле безусловно объединяло лишь одно и самое главное, - группа Битлз. Просто до сего момента они об этом не догадывались.

Теперь немного о музыке. В этом плане альбом представляет из себя дальнейшее закономерное развитие психоделического стиля 2-ух предыдущих работ. На "Rubber Soul" они скромненько его попробовали. На "Revolver" буквально "сорвались с цепи", осознав весь его неисчерпаемый потенциал. Здесь же вся эта психоделическая экспериментальность уже взята под какой-никакой контроль. Тут уже все же чуть меньше в какой-то степени бесконтрольных и понапиханных наобум психодел-звуков. И психоделический оттенок этой работы главным образом призван обслуживать тут общую концептуальность (это же еще и возможно первый полноценный концепт-альбом в истории, right?) и главным образом в бол-ве случаев еще более повзрослевшие и лучше продуманные мелодии (да "серьезным" стал и сам вид членов коллектива, - все они обросли усами, а кое-кто даже вдобавок напялил круглые профессорские очки). В то же время это очевидным образом был пик как оказалось изначально заложенного в их стиле недюжего психоделического потенциала. Что выразилось в самом изобретательном для группы взаимодействии максимально разнообразного психоделического инструментала и сильно усложнившихся структур песен с очень зрелыми мелодиями. Кроме того, несмотря на общую концептуальную психоделическую конву звучания, тут представлено довольно большое разнообразие и различных др. стилей, будь то поп-песенки, острые роковые номера, прекрасные баллады. Но главный итоговый посыл сей работы был таков: теперь в роке можно вытворять абсолютно все, sky is the limit! Ok, so much for the categorization.

По старой доброй традиции разберем альбом по песням с каждым из членов группы. И прежде всего стоит обратить внимание на Пола, который распелся тут уже не на шутку. Причем песни с ним также условно можно поделить на неожиданно совсем простенькие и явно отступающие от психодел-стиля поп-песенки и уже чуть более интересные в мелодическом плане номера. К первым относятся песни за №-ами 4,5 и 9. В Getting Better главный акцент смещен на ритмику в виде постоянно долбящей и капающей на мозг однообразной партии ритм-гитары и тампуры Харрисона, ну и, разумеется, самой перкуссии. И эта песня не так уж и интересна в плане мелодии. В какой-то степени в этом смысле может быть интересен разве что лишь ее чуть нервный и драйвовый припев....да и то в небольшой. Песня с названием Фиксирование дырки (я что, как-то не так его перевел?) чисто формально опять же очень проста. Но в интонациях Пола тут фиксируются какие-то странные и грустно-отвлеченные нотки вполне психоделического оттенка. Которые вскоре трансформируются в относительно оптимистичные (..."where I belooooong"). И в обоих случаях все звучит стильно и развлекающе. When I'm Sixty-Four, - ну совсем уже простецкая штучка с шуточным водевильным ритмом и соответствующей ему мелодией. Музыкально это легко одна из самых проходных вещей отсюда. В тексте же Пол пытается предугадать свою судьбу в возрасте 64-ех лет. Будем надеяться, что в итоге с Полом тогда сбылось все то, о чем он тут помышлял, - ему присылали валентинки, поздравления с днем рождения, бутылки и т.д. Чуть более интересна Lovely Rita. Она раскрывает нам свои объятия в виде расслабляющих небесных голосов. Следом запускается ритм вместе с меланхоличными, но уже интересными хорами, а после вступает Пол со своей поднывающей, но эмоциональной мелодией, звучащей на относительно пустом и ничем не подкрепленном фоне (разве что тихую бас-секцию можно обнаружить тама). Но песенка очень цепляющая своей общей веселой подачей, прекрасными хорами, а также забавным фортепьянным проигрышем в середине. А закончить решили тоже как-нибудь хотя бы минимально интересно и психоделично, - под странные небесные вздохи. Но самой сильной балладой Пола является She's Leaving Home. Ее первые мгновения уже волшебны: на вас сразу же выливается своеобразный, очень легкий и как бы парящий в воздухе инструментальный "дождь". После чего Пол поет свою крайне "засасывающую", умную и красивую мелодию. Которой аккомпанимирует совершенно необычный для Битлз инструментал в виде красивейших тягучих скрипичных пассажей, которые наложены тут несколькими слоями. И все! Никакого баса, гитар и ударных даже на милю вокруг! Действительно, не только прекрасная с мелодической т.з. (кстати, обратите внимание еще и на удачные и органично включенные сюда подпевки), но еще и очень оригинальная в инструментальном плане вещь. Да и тема о сбегающей с утречка пораньше из дому девушке тоже весьма своеобразна и интересна. Почему я никак не доберусь до открывающего трэка? Да как же, - вот он: Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band. Сие произведение мгновенно цепляет внимание энергичным и горячим залихватским гитарным запилом. Затем входит Билли Ширс....пардон, так это же Пол. Хотя у него и немного изменился голос и он вдруг оброс усами.. Да, он тут и впрямь стал совсем взрослым, а его вокал приобрел прикольную и зажигательную хрипотцу. С 0:41 заступают стильные торжественные, но лаконичные духовые, которые и представляют припев. А он обладает даже немного эпохальной мелодией. Хотя, в отличие от огненных, страстных и интересных куплетов, и исполняемой тут как-то устало. Но сей в целом конечно же классный старт не имеет конца, а сразу же превращается во 2-ую песню, о которой чуть позже.. Т.к. на самом деле конец у 1-вой песни все же есть. Если условно считать за него ее репрайс (№ 12), до которого было еще очень и очень далеко. Но мы склеим его с "родной" песней и р/м сейчас же. Репрайсная версия звучит быстрее и зачинается со стильного нервного однотонного гитарного проигрыша, после чего снова повторяется (естественно также в убыстренной форме) припев "материнской" песни. И также, как и там, снова дивишся некой его серости и отсутствии в нем должного драйва и энтузиазма. Да, как-то слишком по-простецки он тут воспроизводится. Nevermind. В глобальном итоге Пол все равно главный герой альбома. Т.к. все основные идеи его. Как и бол-во песен. Недаром он помещен в самый центр этой толпы на обложке и все (да, даже члены группы) как бы концентрируются вокруг него.

А что же г-н/м-р/т-щ Леннон? А он также продолжил тут поддерживать начатое на прошлом альбоме амплуа самого "психоделического" члена группы. Lucy In The Sky With Diamonds стартует со странных клавишных, сверху которых положена ленивая усыпляющая и медитативная мелодия Джона, которая очень скоро обрастает эхом и приобретает некую возвышенную психоделическую интонацию...впечатление такое что она как бы уносится в небеса. Но припев сделан вполне в энергичной роковой манере (т.к. в т.ч. приправлен интересно звучащими гитарными партиями) и несет на себе отпечаток фирменной неуловимой битловской балдежности. Хотя он и немного зануден. Being For The Benefit Of Mr. Kite! (вот так...даже с восклицательным знаком!) также немного похожа на прошлую песню в плане психоделичности. Для создания странного звучания тут задействован такой экзотический инструментал, как каллиопа (паровой орган!), шарманка и т.д. Все это призвано создать тут некую цирковую атмосферу, что особенно хорошо удалось в мелком инструментальном отрывке в середине. Конец также радует изливающимся дождем психоделических и потусторонних звуков. А вокальная мелодия носит тут напряженный, депрессивный и как бы жалующийся оттенок. Немного тупенькая Good Morning Good Morning встречает вас петушиным ревом (новаторский элемент, новаторский!), после чего песню сразу накрывает некий инструментальный хаос и постоянно навязчиво воспроизводящийся припев. Хм, но даже и в этом случае он почему-то звучит стильно...необъяснимая магия этого альбома. К сожалению, это почти единственный цепляющий тут момент (да, тот тупой "припев"), т.к. куплетная мелодия почти никакая. И даже задорные духовые и гитарные партии ситуацию особо не выправляют. Так же, как и беспорядочно впрыснутые в конец-кавардак pet sounds. Это легко одна из самых слабых вещей альбома. Хорошо хоть Джонни сумел реабилитироваться в финальном опусе-"эпике" под названием A Day In The Life. Который стойко напоминает Tomorrow Never Knows, т.к. и здесь Леннон попытался достичь пика психоделичности и грандиозности звучания группы. И это удалось ему вполне. Вокальная мелодия тут самая сильная и завораживающая среди всех др. его песен отсюда. Да, ее грустные и загадочные интонации сразу же странным образом цепляют. А когда сия умная мелодия в конце концов "взвиваясь" как бы испаряется куда-то вверх (на словах "I’d love to turn you on..."), в песню быстро надвигается некая странная и зловещая пустота в виде жутких (да именно жутких, man) духовых "завихрений", почти сразу же опять же превращающихся в какой-то объемный и напряженный инструментальный хаос...впечатление такое, будто надувают некий большой симфонический пузырь, который в конце концов закономерно лопается. Куда же нас выкинет?? Потом быстренько включаются напряженные пианинные "капельки" и неожиданно вклинившийся сюда Пол со своей а-ля "вставайте на утреннюю зарядку"-мелодией. С 2:49 песня опять приобретает психоделический оттенок из-за небесных нежных потусторонних хоров. Под это дело сюда снова нахлобучиваются масштабные духовые партии, сразу же сменяющиеся начальной мелодией Джона. И опять же, как и в начале, ее снова накрывает тот же иструментальный "пузырь", после разрастания и лопания которого остается некий эпохальный и как бы подытоживающий все таинственный и плавно (ну прямо слишком плавно) исчезающий аккорд. После чего всем сразу же становится ясно, что альбом закончен. Нажимайте "STOP". Давайте, нажимайте. Чего вы ждете? Auf wiedersehen.

...............................

Как, еще вы здесь? Прекрасно. Вы не остановили песню не зря и будете вознаграждены за это сторицей. Т.к. где-то на 5:05 вдруг становится слышен какой-то странный фон. Не слышите? Подкрутите звук почти на "max". Слышно? Ха-ха. Что, подпрыгнули вдруг на месте от неожиданности? И было от чего: с 5:10 вас неожиданно оглушают (ну да, звук то вы тише не сделали) суперноваторские и прогрессивные закольцованные бессвязные выкрики группы, циркулирующие из одной колонки в другую. Особо нервных прошу не расстраиваться: просто Битлз решили чуть над вами подшутить. А я им в этом немного помог. И что же имеем в сухом остатке? Да наверно самую сложную и прогрессивную песню во всем их творчестве. И я на самом деле написал о ней совсем немного, т.к. серьезные люди по-нормальному пишут по ней диссертации и защищают дипломные работы. So there.

В довесок: кто бы сомневался, что тут также есть и песни Джорджа с Ринго. Первый из этой пары не стал особо заморачиваться, а просто переработал свою Love You To с прошлого альбома в Within You Without You. Тут снова наблюдается ситар, которая, похоже, теперь просто срослась с Джорджем и стала у него чем-то вроде 3-ей руки. А также все те же изысканные ярчайшие восточные мотивы в мелодиях. Да, как всегда Джордж не подкачал. Потрясный инструментал здесь: ручные барабаны, интереснейшие и крайне оригинальные вычурные проигрыши скрипичного оркестра. И конечно же запредельное звучание вышеупомянутого ситара. А еще и невероятная супертягучая шикарнейшая восточная вокальная мелодия. Безусловно в плане атмосферности и необычности звучания Джордж просто заткнул тут всех за пояс. Эта ОЧЕНЬ классный номер и подлинная жемчужина альбома, сияние которой видно за версты. А еще очень обрадовал тут и Ринго. Последнего слышно в With A Little Help From My Friends. Да, Джон и Пол немного помогли ему с написанием мелодии и слов оттуда, а он уже все это спел (как мог). И спел на "отлично", - это наверно самая удачная с ним вещь во всем их каталоге. Никакой больше "кантрийности", - мелодия тут уже вполне интересна, сердечна и умна. Стильно сделан припев в форме хоровых вопросов группы и ответов им от Ринго. Да и само вокальное исполнение также радует слух.

Прошу извинить за столь беглое освещение альбома. Возможно, я компенсирую это тем, что один из будущих их альбомов (догадайтесь, какой) мы рассмотрим уже по-серьезному. А сейчас вашему покорному слуге хочется взять с полки пирожок.