Найти в Дзене
Мужчина, вы куда?

Я думал, что неплохо себя знаю, пока не занялся бразильским джиу-джитсу

Читатель канала и слушатель подкаста “Мужчина, вы куда?” рассказывает, почему именно бразильское джиу-джитсу отлично подходит мужчине около 30 и что нового о себе можно узнать, занявшись им. Я пришел на первую тренировку в прошлом году, мне было 27 лет. Взял с собой футболку, шорты и сланцы, а еще — нулевой опыт борьбы, нежную любовь к пиву и привычку выкуривать пачку красных «Мальборо» в день. Нет, это не история о том, как я переосмыслил и перековался. Пиво я все так же люблю, да и «Мальборо» пока при мне. Просто моя жизнь стала полнее, как у Брюса Уэйна, когда он придумал быть Бэтменом. В интернете бразильское джиу-джитсу называют «мягким искусством» (gentle art). Первые три месяца мне казалось, что эта формулировка — натуральное, блядь, издевательство. Синяков было столько, что моя девушка начала называть меня леопардом, а я завел новое правило: если утром кажется, что заболело сердце, перед тем как гуглить симптомы, надо проверить, нет ли синяка на ребрах. И каждый раз он там был.

Читатель канала и слушатель подкаста “Мужчина, вы куда?” рассказывает, почему именно бразильское джиу-джитсу отлично подходит мужчине около 30 и что нового о себе можно узнать, занявшись им.

Я пришел на первую тренировку в прошлом году, мне было 27 лет. Взял с собой футболку, шорты и сланцы, а еще — нулевой опыт борьбы, нежную любовь к пиву и привычку выкуривать пачку красных «Мальборо» в день. Нет, это не история о том, как я переосмыслил и перековался. Пиво я все так же люблю, да и «Мальборо» пока при мне. Просто моя жизнь стала полнее, как у Брюса Уэйна, когда он придумал быть Бэтменом.

В интернете бразильское джиу-джитсу называют «мягким искусством» (gentle art). Первые три месяца мне казалось, что эта формулировка — натуральное, блядь, издевательство. Синяков было столько, что моя девушка начала называть меня леопардом, а я завел новое правило: если утром кажется, что заболело сердце, перед тем как гуглить симптомы, надо проверить, нет ли синяка на ребрах. И каждый раз он там был.

Самое остроумное определение бразильского джиу-джитсу, которое я читал — «это способ аккуратно складывать одежду, которая все еще надета на человека». Гораздо ближе к сути, чем «мягкое искусство».

Каждый новичок проходит через некоторое унижение, несмотря на то, что в зале все очень благожелательны. Унизителен сам факт: первое время ты беспомощен, независимо от возраста и статуса. Когда 15-летний школьник деятельно завязывал меня в узел и отрывал руку армбаром — это ранило. Когда он делал так семь раз за пять минут — это ощущалось как катастрофа. Мой первый урок джиу-джитсу: усмири эго и двигайся дальше — впереди еще миллион твоих поражений, на которые всем наплевать.

Прогресс раскрывался постепенно, и это невероятное ощущение, потому что я его заработал. В борьбе невозможен синдром самозванца. Все, что я получил на татами — мое. Я это выборол, забрал у самого себя, у соперника, да у самой жизни.

Когда заканчивается выживание, начинается игра. В бразильском джиу-джитсу больше ста приемов (болевых, удушающих и технических действий), все они комбинируются множеством способов. Если мы с соперником примерно равны, начинаются шахматы — его план против моего, его импровизация против моей. Вообще «игра» — одно из ключевых слов в джиу. Так называют то, как ты думаешь и действуешь на татами. «Ты неплохо прокачал свою игру», — лучший комплимент, который я получал в жизни.

У тренировок много последствий, причем они касаются не только техники и тела.

Ум становится чище. Джиу-джитсу как медитация с дополнительной мотивацией: если ты не будешь полностью «здесь и сейчас», тебе сделают больно.

Телесное давление перестает пугать. До сих помню, как в схватке мне впервые встали коленом на живот — как под трактор попал. Теперь сложные ситуации не приносят и сотой доли тех впечатлений, физический дискомфорт воспринимается все меньше. Давят? Значит, надо решить, что с этим делать.

Появляются новые знакомые. В моем зале можно повозиться с работниками автосервиса, бизнесменами, студентами и школьниками, журналистами, айтишниками, борцами-кавказцами (никогда не спрашивал, чем они занимаются в остальное время) и так далее. Возраст людей, с которыми я имел дело — от 13 до 48 лет, и каждый из них мог доставить проблемы на татами.

Узнаешь себя. В борьбе из человека лезут его базовые черты: в моем случае, например, это склонность опускать руки как только положение становится тяжелым; я перебираю варианты, вместо того, чтобы выбрать и дожать один. Я пока не смог перебороть это в себе, но пытаюсь использовать, как преимущество. В конце концов, почти в любой ситуации есть выход, слабое место, окно возможностей, которое можно найти и перебором.

Если вы решили попробовать:

Самое главное правило любого зала — спросите, как принято в этом зале. Правила поведения, план тренировок и требования к экипировке могут отличаться.

Например, в некоторых залах тренируются только в белых ги (обычно допускаются белые, синие и черные). В некоторых залах тренируются только в ги, в остальных бывают и тренировки ноу-ги (без «пижам», стандартная форма — рашгард и шорты для ММА). Обычно новичкам разрешают тренироваться в ги для дзюдо — они гораздо дешевле, их легче купить. Но опять же — спросите, как принято в этом зале.

На всякий случай: используйте капу. В бразильском джиу-джитсу нет ударов, но случаются неудачные срывы захватов или нечаянные махи ногой.

Правила гигиены — стандартные для всех разумных людей. Единственное, на чем стоит заострить внимание — только короткие ногти. Во-первых, так вы не сможете случайно поцарапать спарринг-партнера (это омерзительно), во-вторых, при борьбе в ги вы не сможете случайно вырвать самому себе ноготь (это дьявольски больно).

Бонусом: несколько сообществ по бжж, в которых можно узнать всю базовую информацию прежде чем отправиться на свою первую тренировку.

Текст: Евгений Золотухин