Найти тему
Mishprod

Интервью - учитель начальных классов

Учительница младших классов

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Расскажите, как давно преподаете?
— Работаю уже третий год. Опыта немного, но уже многое пережила.

— Сколько вам лет?
— Двадцать один. Пришла работать в школу когда мне было девятнадцать.

— Какое у вас образование?
— Среднее профессиональное.

— Ваша школа находится в крупном городе или селе?
— Школа совсем маленькая находится в небольшом посёлке. В школе учится всего 59 человек. У меня самый большой класс во всей школе — 14 человек.

— Как решили стать учителем, может это была ваша детская мечта?
— Да. У меня был не очень интересовавшийся нами педагог начальных классов. Не вспоминаю с особой любовью и трепетом. Очень жёсткая женщина. Для себя решила, что исправлю все изнутри.

— Вам нравится ваша работа?
— Не могу ответить точно. Есть то, что мне нравится, например, преподавать, придумывать что-то новое, проводить игры и общаться с детьми. Но есть и то, что мне приходится делать и мне это не особо интересно — заполнять бумажки, отчеты, отчёты отчётов, ходить на планерки.

В общем, общение с детьми нравится и порой разбавляет серые будни. А с бумагами работать это просто ужасно. Я истощаюсь нервно, обычно из-за моего завуча, который истерит из-за неправильно го шрифта или даты.

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Расскажите несколько интересных школьных случаев.
— В основном дети доставляют разные перлы. У меня сейчас 3 класс. Недавно девочка подошла ко мне и спросила "а вы знаете что такое "панчлайн"?"

В работах много смешных ошибок: вместо "белочка взяла орешки и скрылась за деревьями" ученица написала "белочка взяла орешки и вскрылась за деревьями"

Но чаще случаи довольно страшные, потому что учитель несёт ответственность за детей. А у детей до 12 лет отсутствует инстинкт самосохранения. Мне порою кажется они реально ищут способ, как бы быстрее и изощрённее покинуть этот мир. Один раз девочка лбом с дверью "поцеловалась". Я ее посадила на лавочку за беготню, а она самовольно ушла. В итоге после травмы отец сказал, что это побои и что я не находилась на рабочем месте.

Еще есть у меня особенный ребёнок и его особенная мама, по которым можно целую книгу написать "Как избежать наказания, если вас подставили".

Изображение взято с сайта Яндекс.КартинкиИзображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.КартинкиИзображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Некоторые сравнивают школьные порядки с тюремными, что скажете?
— Соглашусь. Но для детей и родителей тут лакшери условия. Скорее для учителей и их начальства.

— Как строите свои отношения с учениками?
— Сами как-то сложились. Кто-то меня уважает, кто-то презирает. У меня основной принцип — держи своё слово или не давай того обещания, которое не можешь выполнить. Дети — хорошие манипуляторы.

— Как у вас получается уделить время каждому из 14 своих подопечных?
— Чем меньше класс — тем более индивидуальный подход. Это очень тяжело, особенно в сельской школе. Всех не получится охватить никогда. Но я стараюсь общаться с родителями, учителями-предметниками и с психологом, по возможности.

— Как относитесь к дракам и другим конфликтам между детьми?
— Спокойно. Потому что это этап развития отношений между детьми. И становление личности соответственно.

— Пресекаете ли издевательства детей одних над другими или считаете, что дети сами должны выяснять отношения между собой и как вы сказали, это идет становление личности?
— Пресекаю, разговариваю о травле, но ситуаций таких не было пока что. Надеюсь этого не будет. Я сама испытала на себе это в детстве, учитель столкнула нас с классом лбами. Мол, я такая молодец и лучше всех. Ничем хорошим не кончилось, до конца обучения была лишней. Но до жести не дошло.

— Что скажете о системе образования в нашей стране?
— Порою министры сами не понимают чего хотят. Некоторые пропихивают собственные учебники, с целью нажиться. Требований к школе много, а финансирование минимальное. Уже 5 лет не можем обновить учебники, учимся по старым. С родителей не спросишь — сразу жалоба в министерство на поборы. Бывало и такое, что учителя учебники сами покупали, чтобы было по чему учиться. А еще вводят предметы, а учебники к ним разрабатывают только через год. Ты как хочешь, так и выкручивайся.

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Какие отношения у вас с начальством и коллегами?
— С директором мне повезло. Он классный мужик, с чувством юмора. А вот его заместитель - не очень хорошая женщина. Истеричка, которую никто не любит, но все боятся. С ней стараюсь как можно меньше сталкиваться. С другими учителями начальных классов - нейтрально. А с предметниками сдружились.

— Что можете сказать о специфике работы в посёлке? Чем, на ваш взгляд, работа в поселковой школе отличается от работы в городской?
— В посёлке тяжелее работать, потому что ты работаешь под стеклом. Все все видят, в чем ты вышла, куда, с кем, откуда. Ты выходишь в огород а тебе сзади "Здрасьте, а мой Ванюша сегодня на что контрольную написал?»

— Расскажите о ситуациях, когда ещё такая работа "под стеклом" играла с вами злую шутку.
— В 2017 я пришла работать в школу. Перемещалась до школы на такси, потому что жила в другом месте. В 2014 купила себе шубу. Так все вывернули так, что я эскортница такая и с разными мужиками на машине катаюсь. У подруги дошло до абсурда - вскрыли мусорный пакет, а там бутылка из под шампанского, отнесли ее директору и закатили скандал.

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Как вы лично отбиваетесь от таких нападок?
— Полное игнорирование. Если задело — родители посчитают это правдой.

— Много ли приходится времени для работы с родителями?
— Очень много. Порою слишком много. Они не знают что такое твоё личное время и звонят хоть в 5 утра, хоть в час ночи.

— Подготовленные ли дети приходят в школу, умеют читать или писать, все ли обучение в первом классе с нуля?
— По-разному. Зависит от того, как к дошкольному образованию детей подошли родители и контролировали ли они этот процесс.

— Как на ваш взгляд является ли базовая подготовка определяющим, насколько успешным будет ребенок в школе?
— Не стоит слишком много времени уделять подготовке к школе. Важно не знание, а умение его усваивать.

Да и у детей должно быть детство, а родители так увлекаются подготовкой, что дети на вступительных тестированиях говорят, что в гробу я вашу школу видал и что ему тут скучно

Достаточно знать формы, цвета, свои данные и уметь соблюдать правила игры и правила этикета. Точный список есть в интернете.

— Есть ли у вас любимчики и как вы их выделяете среди других детей?
— "У меня нет любимчиков. Я всех детей одинаково ненавижу" - старая учительская шутка. Стараюсь ко всем относится одинаково, но кому-то я доверяю больше и даю поручения, а кому-то я даже доску помыть не доверю.

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Приходилось ли терпеть какие-то издевательства со стороны учеников?
— Нет. Только нервы своими выходками портит один.

— Какие это выходки?
— Один ребёнок уже 2 года выкрутасничает. И его мама тоже. То он в школу не явится и я до них не могу дозвониться. Приходилось даже домой наведываться, будить. То истерику закатит, что читать не будет (во 2 классе), тетради рвёт, учебники, детей нарочно ссорит. Один раз пришёл в слезах с синяком на щеке. Обратилась к директору, явные побои. Вызвали маму. Она сказала это я его избила.

Оказалось, что это брат 3-летний его за щеку взял так. Других следов не было обнаружено.

— Самой никогда не хотелось дать кому-то воспитательного подзатыльника?
— Бывает, но держусь. Вспоминаю про тюремную баланду и сразу отрезвляет. Так что максимум словесное порицание и осуждение.

— Любят ли дети наушничать, ябедничать друг на друга и как вы к этому относитесь?
— Не все. Порою они так делают, когда не могут решить конфликт сами.

— Существуют ли у вас в школе поборы/что-то в этом духе? Как обстоят дела с коррупцией?
— Директор не хочет связываться с родителями и по этому никакого фонда школы и поборов у нас нет. Выживаем сами. Коррупции не замечала. Единственное, что родители сами навязывают подарки. Но нам нельзя их принимать, если директор узнает — будет не очень хороший разговор.

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Не хотелось ли переехать в город?
— Хочется, но пока учусь — нет возможности.

— Где сейчас учитесь?
— Учусь в Вузе на переводчика с английского и немецкого языка.

— Какие у вас планы на будущее, профессиональный рост?
— Пока никаких. Я еще учусь и может быть сменю профессию совсем. Есть идея открыть частный клуб английского языка для детей, но это мечта скорее.

Вообще, я выбирала профессию, чтобы, если вдруг меня по решению суда лишат права преподавательской деятельности, я не осталась без работы.

— В каких случаях лишают прав преподавательской деятельности?
— Оставление в опасной ситуации ребёнка, избиение, сексуальное домогательство, нарушение учительской этики.

— Часто ли случается такое?
— Бывает разное.

Недавно слышала, что в Питере хакер завелся, который вскрывает аккаунты учителей и всю обнаженку, переписки с нецензурной лексикой рассылает родителям и ученикам. Пару учителей так уже вылетело.

— Востребованы ли у вас в поселке или школе частные уроки?
— Нет, особо никто не ходит. Если только логопеды.

— Применяете ли свои инновации в обучении, которые не предусмотрены программой?
— Не всегда позволяют временные рамки урока или программы, но стараюсь.

— Стараетесь ли сдружить детей, общие походы на природу или еще что-нибудь?
— Да, ездим по музеям, театрам и т.д. Стараюсь брать родителей. Но они уходят в отрицалово и видят во мне няньку субботнюю.

— Многие говорят, что гаджеты с такого возраста плохо влияют на память, воображение и т.п. Что думаете по этому поводу?
— Они удерживают внимание только 3 минуты.

За 3 минуты этого продуктивного внимания надо объяснить всю самую соль. Иначе урок впустую

Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки
Изображение взято с сайта Яндекс.Картинки

— Насколько компетентны ваши коллеги? Есть такие, в глазах которых давно не видно энтузиазма?
— Есть выгоревшие и они работают лишь ради зп. От них дети обычно сбегают в другие школы. А есть те, кто отдаются полностью, каждый урок — маленькое путешествие. Детям с ними комфортно и интересно.

— Снабжена школа новейшими технологиями или все по-старинке?
— Зависит от спонсоров. У нас их нет. Только с паритета что-то приходит и то редко. Проектор есть, ноут свой в кабинете. Где-то интерактивный стол и доска,но ими особо не пользуются из-за нехватки времени.

— Ответственно ли родители относятся к обучению детей или все возложили на вас, мол школа всему научит?
— Как бы не было грустно, но чаще: "Мы вам отдали, а вы там как-нибудь сами. Приду проверю.»

— Как бы вы доработали систему образования,будь у вас такая возможность?
— Убрать бумажную работу. Нам некогда учить детей, потому что мы работаем с бумажками.

— Зачем вы работаете учителем? Денег мало, работа трудная, удовольствия ноль, люди вас не любят — дети и взрослые.
— Порою мне кажется, что нахожусь на грани нервного срыва. Но потом вспоминаю, что видеть удивлённые лица детей и слышать их "Ого! Вот это да!", когда ты им призму показываешь — это бесценно.