З. А. Ерохина | ДОБИЛАСЬ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД
В начале войны я окончила курсы медсестер и пошла в Мытищинский райвоенкомат и горком комсомола с просьбой направить меня на фронт, но мне отказали, так как мне не было полных 18 лет. Я поехала в ЦК ВЛКСМ, где пообещали, что скоро вызовут. В начале июля 1941 года стал формироваться Мытищинский истребительный батальон. Меня и еще двух девушек (вторая Аня Быкова, третьей фамилию не помню) зачислили в Мытищинский истребительный батальон. В первой половине октября 1941 года нескольким бойцам и мне предложили войти в партизанский отряд. 26 октября 1941 года отряд из 70 бойцов, прошедших спецподготовку, под командованием Ф. Цысаря и комиссара лейтенанта государственной безопасности В. И. Бабакина получили задачу: пройти линию фронта в районе город Серпухов — станция Трояново (Высокиничский район Московской области, ныне этот район относится к Калужской области) для уничтожения живой силы противника и дезорганизации его тыла. На трех грузовых автомашинах отряд выехал в Серпухов. По дороге нас с бреющего полета обстреляли фашистские стервятники, к счастью, обошлось без потерь. В Серпухове отряд подняли ночью по тревоге, и мы проехали еще несколько километров по узкоколейной железной дороге. «Кукушка» дотащила нас до станции Станки. Дальше шли пешком. Строй растянулся, колонну замкнул заместитель командира отряда Н. П. Еременко, подбадривая уставших. С непривычки было нелегко идти ночью в непроглядной тьме, с солидным грузом. К утру мы оказались вблизи деревни Трояново.
В редком ельнике, недалеко от маленькой деревни, разбили временный лагерь. Бойцы от усталости валились с ног. Отдохнув, утром приняли партизанскую присягу. В течение дня искали подходы к деревне Трояново. Командир выслал разведку, которая установила, что в деревне фашисты. Я тоже участвовала в разведке, переодевшись в гражданское платье.
29 октября ночью ударил мороз. Всё в инее. Спали плохо, очень холодно.
30 октября отряд был разбит на группы. Первая группа под руководством Н. Ф. Архипова в составе 11 человек получила задание: уничтожать обозы, материальную часть и живую силу противника на так называемой старой Калужской дороге между селениями Боево и Лепешино.
Командир группы Архипов пришел в отряд с одного из московских заводов, вместе с ним пришли Леша Басов, Миша Муфталиев и другие товарищи. Меня командир отряда включил в состав группы Архипова.
Вышли в намеченный район и устроили засаду. Сидим... В темноте послышался шум отламываемых веток, сучьев, топот ног. Насторожились, подумали — фашисты. Миша Муфталиев выдвинулся вперед, выстрелил. Оказалось, что это бежал лось. Рано утром услышали на большаке шум легковой машины, которая приближалась к нам. Граната, брошенная Лешей Басовым, попала в середину машины, два офицера и шофер были убиты. Машина оказалась штабной, мы захватили два туго набитых портфеля с документами.
Возвращаясь на базу отряда, наша группа обнаружила около деревни Комарово-Покров немецкий самолет-истребитель «мессершмитт», совершивший вынужденную посадку. Бесшумно сняли часовых, а самолет взорвали. Усталые, но довольные вернулись на базу, где нас с нетерпением ждали боевые товарищи. Утром 9 ноября отряд вернулся из-за линии фронта. На машинах, которые предоставил нам штаб 49-й армии, прибыли в Москву на партизанскую базу в Дурасовском переулке, где до войны размещался детский сад. Из сообщения Управления НКВД по городу Москве и Московской области: <...За время нахождения отряда под командованием Ф. Цысаря в тылу фашистов им было убито до 20 немецких солдат, уничтожены две штабные автомашины с семью офицерами, самолет-истребитель «Мессершмитт-109», сделавший вынужденную посадку в районе нахождения отряда, заправочная база горючего и подводы с артиллерийскими боеприпасами. При столкновении с противником в районе деревни Черная Грязь был подорван и выведен из строя средний танк. На путях движения фашистских обозов взорваны три моста.
Кроме того, в районе деревень Семкино — Макарово при нападении на артиллерийский обоз противника бойцами отряда была брошена в ехавших на лошадях офицеров противотанковая граната, взрывом которой были уничтожены три фашистских офицера, один из них — полковник Шеренберг — командир 95-го немецкого артиллерийского полка». Ценные разведданные о противнике переданы в штаб 49-й армии. В следующий раз нас отправили в тыл вместе с бойцами отряда Д. К. Каверзнева. Я принимала участие в боевой операции в Угодском Заводе, в которой участвовали несколько партизанских групп и отрядов. Угодский Завод являлся стратегически важным узлом. Здесь проходила автомагистраль Брест — Москва. Снабжение немецких войск на участке Тарутино — Серпухов осуществлялось через Угодский Завод. В самом райцентре находился штаб 12-го армейского корпуса гитлеровцев. Вот почему командованием было принято решение провести здесь крупную операцию. В январе 1942 года я ходила в тыл врага в районе Износок в составе отряда под командованием Г. С. Гладкова. Задание было успешно выполнено, гитлеровцам нанесен значительный ущерб.
("В час испытаний" : Воспоминания ветеранов [Отд. истребит. мотострелкового полка УНКВД г. Москвы и Моск. обл. / Сост. А. Д. Букштынов и др.]. - М. : Моск. рабочий, 1989)