Как россиянин сделал карьеру в стране огромных возможностей, но всё равно переехал в Европу
Удивительные сюрпризы подкидывает публике руководитель казанского оркестра La Primavera. По его приглашению в Казани приехал Артур Кагановский, история жизни которого удивляет и восхищает. Цыган по национальности, он был усыновлен и в 7-летнем возрасте увезён в Америку. А там стал не только скрипичным виртуозом, но и мастером музыкальных инструментов и сделал свой бизнес на раритетных экземплярах. При этом он успел себя проявить как чуткий педагог.
Отличным оказалось неофициальное открытие VIII Международного фестиваля L’arte del arco. Официально он пройдёт с 16 по 22 марта, однако маэстро Абязов приготовил для всех действительно очень хороший сюрприз, пригласив в Казань румынско-американского скрипача и дирижёра с российскими корнями Артура Кагановского. Мало того, что Артур солировал на своей древней скрипке 1740 года, так он ещё и встал за дирижёрский пульт во втором отделении.
Зрители услышали в этот вечер пять пьес для скрипки для струнного оркестра и серенаду для него же. Публика долго не хотела отпускать его со сцены, наслаждаясь виртуозностью неоднократного номинанта на «Грэмми». Отчасти такая химия сцены и артиста произошла из-за того, что Артур несколько дней до этого провёл в Казани.
«Во-первых, у вас оркестр замечательный, мы фактически не говорили на репетициях, а только играли, это великолепно. А во-вторых, я успел насладиться вашим городом, почувствовать его теплоту, проникнуться дружелюбностью его жителей, поэтому я примерно знал, какая атмосфера будет царить в зале».
Артур Кагановский родился в 1986 году в Москве. Он был усыновлённым ребёнком в семье, и приобретённая мама довольно быстро распознала в нём способности к музыке. Так что на скрипке он начал играть с трёх лет. Когда малышу исполнилось 7 лет, он попал на мастер-класс к Исааку Стерну - одному из крупнейших и всемирно известных академических музыкантов XX века. Он-то и предложил семье переехать в Нью-Йорк и отдать в знаменитейшую на весь мир Джульярдскую музыкальную школу. Уже в 20 лет Артур солировал на сцене Карнеги-холла и сегодня является постоянно приглашённым артистом знаменитого концерт-холла.
В Казани Кагановский успел дать мастер-класс для молодых талантов, которые занимаются в музыкальных школах города, учатся в музучилищах или в консерватории.
«Ребята всё схватывают на лету. А преподавал я им разницу в технике игры на скрипке. Так получилось, что в России основной акцент делается на правую руку, однако и левая тоже имеет большое значение. По сути, от неё часто зависит, как звучит инструмент. На западе и в Америке именно ей уделяется большое внимание. Вот я и объяснял, как эти две школы комбинировать».
По словам Артура, сегодня родители одарённых часто пытаются быть словно «мать-тигрица», то есть видеть в них свои нереализованные возможности и муштровать их. То есть, если у ребёнка начинает получаться Паганини, то он должен оттачивать своё мастерство в течение 7 часов подряд.
«У меня в Мексике был случай, когда я занимался с одним мальчиком. И когда я советовал, как можно было бы улучшить его игру, он первым делом смотрел не на меня, а на своего отца, как бы спрашивая разрешения сделать это. По мне такой метод совсем не правильный. Ребёнок внутренне должен быть готов к сложным взрослым произведениям».
Однако для скрипача музыка – это просто страсть и хобби. Основное его занятие – это инвестирование в антикварные инструменты. Через это он пришёл к тому, что вот уже несколько лет сам начал заниматься изготовлением музыкальных инструментов. В его арсенале - 30 скрипок, которые пользуются большим спросом, одна виолончель и 4 альта.
По словам Кагановского, история музыкальных инструментов его стала интересовать ещё в студенчестве и тогда он понял, что это его может очень неплохо прокормить.
«На самом деле, и в Европе, и в Америке есть очень ценные экземпляры, хоть и немного. И нужно просто знать, где что и когда покупать и по какой цене. Если он в хорошем состоянии, то со временем будет только дорожать».
При этом Артур не относится к данному процессу как к бизнесу. Недавно он продал дорогостоящую скрипку одному коллекционеру, а через какое-то время уговорили отдать инструмент в пользование молодой одарённой скрипачке. И все оказались довольны. Девушка два года арендует очень хороший инструмент и повышает свой талант, инвестор застраховал свой инструмент и тоже доволен, поскольку для того, чтобы древняя скрипка сохранила свою ценность, на нём постоянно должны играть. Именно это поможет ему в дальнейшем перепродать инструмент с максимальной выгодой.
«А потом я задумался: смогу ли сам создать инструмент? На первый опыт у меня ушло, наверное, полгода. Результатом остался доволен. Когда сам делаешь скрипку, ты лучше её понимаешь, чувствуешь, как она дышит».
Кагановский не остался в Америке, а переехал в Румынию, откуда родом его жена.
«Просто много концертов в Европе и Азии, из Америки сначала нужно лететь 8 часов до Германии, а оттуда разлетаться по континенту или в Азию - это очень тяжело. Я долгое время жил в Нью-Йорке и признаюсь, что выдержать темп этого города очень непросто, и точно дано не всем. А в Румынии всё тихо и очень красиво».
Два года назад скрипач стал музыкальным руководителем и главным дирижёром камерного оркестра в Трансильвании. После казанских гастролей его путь должен был лежать в Италию, в Неаполь. Однако коронавирус вносит свои коррективы не только в экономику разных стран, но и в межкультурные отношения. Кагановский надеется, что ему удастся побывать там в мае. Если, конечно, всё будет благополучно.
Между тем VIII Международный фестиваль L’arte del arco соберёт в Казани рекордное число солистов. По словам главного режиссёра оркестра La Primavera, помимо Кагановского к нам приедут восемь потрясающих музыкантов, выступающих сегодня на лучших сценах мира.